Дорожные и коммунальные службы обязаны будут быстро латать ямы, чинить знаки и очищать тротуары по новым правилам: утвержден ГОСТ с требованиями к эксплуатационному состоянию дорог и улиц. Существенно сокращены сроки, выделяемые на ремонт, даны более четкие понятия выбоин и повреждений, вводится обязанность убирать «посторонние предметы» с проезжей части. Новые правила вступят в силу с 1 сентября. Эксперты документ поддержали, отметив, что основная тяжесть проверок дорожников ляжет на Госавтоинспекцию, недавно пережившую сокращение штата.
Согласно приказу Росстандарта №1245-ст, новый ГОСТ Р 50597-2017, содержащий «требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», вводится с 1 сентября. Стандарт разрабатывался Российским дорожным научно-исследовательским институтом (РосдорНИИ) по заказу Росавтодора. Документ придет на смену старому ГОСТу 25-летней давности, который давно потерял актуальность и нуждался в уточнении, поясняют разработчики. По информации “Ъ”, подготовлен проект распоряжения правительства, делающий новый стандарт обязательным к применению.
Первый блок нововведений касается дорожных дефектов. По действующему стандарту допустимый (не требующий срочного ремонта) размер выбоины или просадки — 15 см в длину, 5 см в глубину и 60 см в ширину. Все, что больше, должно быть устранено в срок от пяти до десяти суток. Повреждение покрытия длиной от 15 см, глубиной от 5 см и площадью от 0,06 кв. м должно быть устранено в срок от 1 до 12 дней (зависит от категории дороги). Если выбоина или пролом меньше, то время на ремонт составит от 5 до 20 суток. На устранение «волны» на асфальте отводится 5–12 суток, «гребенки» — 10–14 суток, колеи — 5–14 суток.
Часть требований касается средств организации движения: за сутки должен быть отремонтирован или заменен знак приоритета, предписания или особого предписания, для остальных указателей предельный срок трое суток.
Дефекты разметки должны быть устранены за месяц, но если повреждена пешеходная «зебра», то ее нужно восстановить в течение трех суток. Кроны деревьев, загораживающие знаки, должны быть обрезаны в течение одного-трех дней.
Ряд нововведений касается уборки. Дорожные службы обязаны устранять «посторонние предметы» (например, обломки ограждений, куски покрышек, бамперов) с проезжей части, улиц, тротуаров, остановок в течение трех часов с момента обнаружения, с разделительных полос и обочин — в течение трех суток. На асфальте не должно быть разлива бензина, масла, мазута, россыпи грунта площадью более 1 кв. м: они должны быть удалены в срок от одного до трех дней. Меняются правила зимнего содержания автодорог, они разрабатывались с учетом опыта Германии, Финляндии, Норвегии, Австрии, Латвии, США, Канады, рассказали “Ъ” в Минтрансе и РосдорНИИ. Введено понятие «момент обнаружения зимней скользкости»: дата и время поступления информации об образовании гололеда с метеостанций «или из других источников». Введены описания рыхлого, талого снега, стекловидного льда, гололеда, уплотненного снега и снежного наката. Описаны требования к состоянию тротуаров, пешеходных дорожек, проходов на мостах: слой рыхлого снега на них толщиной более 5 см должны убрать в течение суток. В регионах с суровым климатом дорожникам разрешат использовать на дороге уплотненный снежный покров (УСП) толщиной 3–8 см. По сути, речь идет о легализации практики применения «зимников» в Сибири и Якутии. УСП можно будет применять с ограничением скорости до 60 км/ч, и только на дорогах с низкой интенсивностью движения (до 1,5 тыс. машин в сутки). Такая норма, по данным “Ъ”, введена с учетом опыта ряда российских регионов и стран Европы — это позволит снизить затраты властей на зимнее содержание.
По данным ГИБДД, за три месяца 2018 года 47% всех ДТП (более 14 тыс. аварий) были связаны с недостатками улично-дорожной сети: в 50% из них выявлена плохо различимая разметка, 41,8% — недостатки зимнего содержания, 20% — отсутствие знаков.
В новом ГОСТе больше конкретики, считает эксперт по безопасности движения юрист Катерина Соловьева: это будет дисциплинировать дорожников. Она поддержала ужесточенные требования к рекламным щитам вдоль дорог, которых теперь не должно быть рядом с перекрестками: «На отдельных участках из-за баннеров дороги стали похожи на фрагменты манежа цирка, что ухудшает видимость». Госпожа Соловьева подчеркнула норму, обязывающую дорожников убирать временные знаки в течение суток после устранения причин их установки. Теоретически теперь можно будет отменить штраф, вынесенный с помощью камер в зоне действие временного знака, который по какой-то причине остался на дороге.
Недостатки содержания могут выявлять сами граждане с помощью рулетки, направляя жалобы в дорожные организации, говорит координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, но этим редко кто занимается. Основная работа ляжет на инспекторов ГИБДД, проверяющих состояние дорожной сети после аварий или в рамках ежедневного контроля, считает он (в начале года, напомним, Госавтоинспекция пережила сокращение штата). В ГИБДД, по данным “Ъ”, в курсе нового ГОСТа и ждут вступления его в силу. В 2015 году был принят регламент (приказ МВД №380), где подробно расписаны все инструкции для сотрудников, проверяющих дороги. По итогам проверки инспектор выносит предписание дорожной организации устранить нарушение, а если оно игнорируется, то оформляется дело по ст. 19.5 КоАП: штрафы могут достигать 300 тыс. руб.