Сегодня 27 декабря 2024

18.04.2017

Протесты против «Платона», на которые наконец обратили внимание в Совете Федерации, показали: чтобы власть перестала игнорировать требования граждан, нужно ее хорошенько припереть.

Российские дальнобойщики достучались до небес – на их беды и чаяния обратили-таки внимание на властном Олимпе, в Совете Федерации. На минувшей неделе лично глава сената Валентина Матвиенко – третий человек в государстве – дала поручение профильным комитетам проанализировать и проверить обоснованность системы «Платон», созданной для сбора с большегрузного транспорта специального налога за проезд по федеральным трассам.

Что из этого в итоге получится – вопрос отдельный, и сами дальнобойщики особых иллюзий, что власти вот так враз возьмут и отменят «Платон», конечно, не питают. Однако признание самого факта их недовольства Советом Федерации – достижение знаменательное.

Протестуют дальнобойщики против «Платона» уже полтора года, и все это время власти демонстрировали, что в упор их не видят. О них не упоминали ни президент, ни правительство, ни министры, федеральные телеканалы не замечали регулярных митингов, пикетов и «улиток» – новое протестное изобретение в виде медленно движущихся автоколонн, которые блокировали движение по многим дорогам по всей стране, включая МКАД. Уже в последние дни никто не удосужился объяснить, зачем стоянку бастующих дальнобойщиков в Дагестане понадобилось окружать вооруженными бойцами Национальной гвардии.

При этом нельзя сказать, что власти протестующих на самом деле не замечали. В Минтрансе время от времени с их представителями совещались в рабочих группах. Чиновники – правда, рангом не выше главы департамента или руководителя пресс-службы – иногда рассказывали, что протесты дальнобойщиков якобы просто прихоть нескольких не особо сознательных или буйных деятелей, которых на всю страну не более 100–200. А все остальные, мол, честно продолжают трудиться на благо страны.

Однако, как только дальнобойщики объявляли очередную организованную акцию, правительство тут же шло на попятную, отказываясь от прежних планов повышать тариф «Платона» по причине некоей туманной «целесообразности». Благодаря этому водители фур до сих пор платят за проезд по дорогам лишь половину от изначально запланированной цены, а порой могут вообще игнорировать систему. Но именно такое отношение властей вызывало еще большее раздражение дальнобойщиков – лицом к ним не поворачивались, по имени не называли, а лишь издали вроде как бросали «кость», чтобы они унялись.

Особенно оскорбительно, очевидно, это все представлялось тем активистам, кто в 2014 году, после событий на Украине и присоединения Крыма выводил коллег-шоферов на всевозможные «Антимайданы» и митинги в поддержку Владимира Путина и против НАТО. Ведь даже когда было объявлено о запуске «Платона», дальнобойщики поначалу были настроены на диалог с властью, выступая под лозунгами «Путин, помоги!»

На этом фоне просто разговор в Совете Федерации о проблемах дальнобойщиков и справедливости «Платона» (часть собираемых денег от которого идет фирме сына миллиардера Аркадия Ротенберга, одного из соратников Путина) – очевидная моральная победа. Но, пойдя на него, власть не смогла удержаться от объяснений, из которых следовало, что чего-либо добиться от нее иначе и невозможно. Как признал сенатор Вячеслав Мархаев, игнорировать многодневные протесты дальнобойщиков «уже точно никак нельзя». То есть раньше, выходит, можно было, а теперь уже нельзя, совсем приперло.

Насколько именно приперло, очевидно, вопрос дискуссионный, и в том же Совфеде и других органах наверняка найдутся несогласные, которые скажут, что дальнобойщиков можно и дальше игнорировать. Тот же сенатор Мархаев объяснил, что по обоснованности «Платона» «ни правительство, ни Минтранс отвечать не хотят». Но сути это уже не меняет – власть прямо сообщила, что всех, кто с ней не согласен, она игнорирует и делает это до тех пор, пока возможно. И дальнобойщики здесь, конечно, – лишь частный случай.

Так что и они, и все остальные благодаря разговору в Совете Федерации получили прямое разъяснение: хотите чего-то добиться – попытайтесь так припереть власть, чтоб игнорировать точно было нельзя.

По крайней мере, тогда на вас хотя бы обратят внимание.

Александр Баринов, редактор отдела социальной политики и права журнала «Профиль»

Профиль

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики