Сегодня 30 октября 2024

28.06.2016

Две трети автомобильных дорог Сибири не соответствуют нормативным требованиям. Таковы данные профильных министерств и департаментов регионов. По мнению чиновников, чтобы привести дороги в нормальное состояние, требуется двукратное увеличение расходов на отрасль и не менее 15–20 лет беспрерывной работы дорожников.

ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ

В Новосибирской области, по данным областного минтранса, протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет почти 27,2 тыс. км, из них более 12,7 тыс. км относятся к госсобственности регионального и межмуниципального значения, 14,4 тыс. км — местного и 822 км федерального значения. При этом нормативным требованиям соответствуют только 36,2% дорог регионального и межмуниципального значения — это чуть более 8 тыс. км.

Еще хуже обстоят дела в Томской области, где из 4,1 тыс. км региональных дорог общего пользования лишь около 946 км (23%) соответствуют нормативам. В областной администрации считают, что «для приведения действующей дорожной сети к нормативному состоянию и для производства плановых ремонтов в соответствии с установленными межремонтными сроками» годовой объем дорожного фонда необходимо увеличить до 5,5–7 млрд руб. с 3,5 млрд в настоящее время.

В Алтайском крае сеть дорог регионального значения, а это 7,8 тыс. км, была сформирована в восьмидесятые годы прошлого века и рассчитана под нагрузки 6 т на ось, на них приходится основной грузопоток. «В результате транспортно-эксплуатационное состояние в настоящее время не соответствует требованиям безопасности перевозки людей и грузов. Кроме этого, на сегодня большая часть дорожного покрытия отслужила по два-три межремонтных срока»,— отмечают в главном краевом управлении строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства.

В министерстве регионального развития Республики Алтай соотношение нормативных и ненормативных дорог не назвали, но заметили, что дорожное хозяйство «характеризуется высокой степенью износа сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения» и для доведения их до норматива «необходимо постепенное увеличение финансирования» и 15–20 лет непрерывной работы дорожников.

Значительно лучше ситуация в Красноярском крае. Здесь лишь 4,2 тыс. км (около 30%) региональных дорог из 15 тыс. км не соответствуют нормативам и предельно допустимым требованиям (всего в крае более 40 тыс. км автодорог, включая федеральные). Но и в этом случае краевой минтранс отмечает, что «понадобится около 10 лет, чтобы довести эту часть дорог до идеала, при условии если заниматься только ими». Если предположить, что в Красноярье все региональные дороги будут соответствовать требованиям, то для поддержания их в таком состоянии необходимо ремонтировать порядка 1 тыс. км в год.

По итогам 2015 года Росавтодор сообщал, что в нормативное состояние приведено уже две трети (до 30 тыс. км) от общей федеральной сети. «И развитие не прекращается»,— заявил первый заместитель начальника «Сибуправтодора» (филиал Рос­автодора) Анатолий Костылевский. По его словам, «сложившаяся в стране экономическая ситуация сказалась на планах строительства новых объектов, тем не менее реализация уже начатых проектов продолжается». Для «Сибуправтодора» это Восточный обход Новосибирска, обход Мариинска, реконструкция 30-километрового участка трассы Р-254 «Иртыш» в Новосибирской области. Господин Костылевский отметил также, что в 2016 году управлению увеличен объем федерального финансирования программы ремонта. Если в прошлом году в целом по четырем подведомственным регионам отремонтировано 456 км дорог, из них капитально — 100 км, то в 2016 году 485 км и 120 км соответственно.

ФИНАНСЫ

В минтрансе Новосибирской области подсчитали, что для восстановления и поддержания в работоспособном состоянии автомобильных дорог необходимо проводить капитальный и текущий ремонт более 2,3 тыс. км в год, при этом общие ежегодные затраты должны быть около 25 млрд руб. Между тем в 2016 году расходная часть дорожного фонда области составит 8,8 млрд руб. (в 2015 году было 7,6 млрд руб.), из которых на дороги регионального и межмуниципального значения придется 6,8 млрд руб. (годом ранее — 5,8 млрд руб.). В 2016 году на строительство и реконструкцию автомобильных дорог Новосибирской области планируется потратить 1,3 млрд руб., из них 696,3 млн руб. — средства областного бюджета, 625,4 млн руб. — средства федерального бюджета, направленные в областной дорожный фонд. За счет этих инвестиций предполагается построить 7,3 км и реконструировать 21,3 км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.

Поступления в дорожный фонд Алтайского края в этом году планируются в размере 7,3 млрд руб. Кроме того, финансирование из федерального бюджета на строительство сельских автомобильных дорог в рамках ФЦП по устойчивому развитию сельских территорий на период до 2020 года и на реконструкцию автомобильных дорог регионального значения за счет иных межбюджетных трансфертов превысит 722 млн руб. Предполагается построить, реконструировать и отремонтировать почти 396 км автомобильных дорог общего пользования. На строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них за счет всех источников финансирования в текущем году предусмотрено более 1,5 млрд руб.

В Красноярском крае из всех источников финансирования на дорожное хозяйство в 2016 году запланировано направить 13,4 млрд руб. (без федеральных дорог), в том числе на ремонт краевых и муниципальных дорог — 4,1 млрд руб.

Бюджет дорожного фонда Томской области утвержден в сумме 3,5 млрд руб. (в 2015 году — 1,9 млрд руб.), из них 2,8 млрд руб. пойдет на содержание, строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог регионального и муниципального значения. Из средств федерального бюджета предусмотрено более 854 млн руб. (в 2015 году — 449 млн руб.). Впервые в этом году губернатором при поддержке законодательной думы принято решение об оказании помощи муниципальным образованиям на ремонт дорог местного значения городских округов и муниципальных районов на сумму 500 млн руб.

По данным «Горно-Алтайавтодора», общие инвестиции в строительство и реконструкцию дорог Республики Алтай на 2016 год запланированы в объеме более 868 млн руб. Около 515 млн руб. будет направлено на завершение восстановительных работ на объектах, поврежденных в результате наводнения в мае—июне 2014 года. В 2016 году запланировано ввести в эксплуатацию после строительства и реконструкции четыре моста (360 пог. м) и 11,6 км автомобильных дорог, после ремонта — 21,5 км дорог и шесть мостов (272 пог. м). Заметим также, что по распоряжению правительства РФ от 23 мая 2016 года (№987-р) Республика Алтай получит в этом году 250 млн руб. из средств, собранных системой «Платон». Кроме того, в список получателей аналогичного трансферта из сибирских регионов попала еще Омская область, которой выделено 750 млн руб.

ИННОВАЦИИ

Судя по информации, предоставленной органами исполнительной власти, в сибирских регионах при строительстве и ремонте дорог компании применяют традиционные технологии и материалы. Так, в Новосибирской области для устройства дорожной одежды применяются геосетки и геополотна, которые, как считают специалисты, увеличивают срок службы дорожной конструкции, улучшают ее работу под действием динамических нагрузок, уменьшают трещинообразование и колейность. Грунт земляного полотна дорожники укрепляют при помощи современных стабилизаторов. Причем, как отметили в областном минтрансе, в этой сфере недавно произошло ипортозамещение: вместо американского стабилизатора perma-zyme 11X, который использовался при реконструкции дороги Кыштовка—Орловка в Кыштовском районе, теперь применяется российская разработка. Популярна и технология холодной генерации (ресайклинг) — повторное использование существующих дорожных одежд, позволяющее снизить стоимость строительных работ. Наконец, при строительстве мостов и надземных пешеходных переходов начал применяться слоистый стеклопластик. Первый мост из этого материала был построен через р. Пашенка в Новосибирском районе в 2014 году. В текущем году начнется строительство аналогичного моста через р. Петушиха в Искитимском районе.

«Дорожники области постоянно изучают российский и мировой опыт инноваций в дорожном строительстве. Вместе с тем необходимо отметить, что внедрение новых технологий затрудняется сложной и громоздкой системой согласования и утверждения сметных нормативов и расценок. Эта работа может занимать годы»,— отмечают в областном минтрансе.

В Красноярском крае помимо традиционных технологий и материалов, аналогичных тем, что используются в других сибирских регионах, есть и своя специфика. Так, по данным профильного министерства, при зимнем содержании дорог применяются хлориды, которые дают возможность «выполнять работы более оперативно и снизить расходы на борьбу с гололедицей». Активно используются адгезионные добавки — «наименее затратный способ», позволяющий обеспечить долговечность дорожного покрытия за счет высокой прочности сцепления битума с каменными материалами. Другое красноярское ноу-хау — фасованный битум. «Суммарная экономия средств при его использовании доходит до 25%»,— утверждают в министерстве.

У дорожников Алтайского края своя особенность — они применяют укладку металлических гофрированных труб, используют армирующие и стабилизирующие добавки в асфальтобетон. «Это очень важно в наших климатических условиях. Асфальтобетон должен быть мягким зимой, чтобы не трескался на морозе, и жестким летом, дабы избежать таяния на солнце»,— сообщили в краевой администрации.

Перечисленные выше технологии используются и при строительстве и ремонте федеральных дорог. «На наших дорогах активно применяются геосинтетические материалы, придающие прочность конструкции дорожной одежды в условиях высокой влажности, износостойкие щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси на полимербитумных вяжущих, цементобетонные покрытия со сроком службы до 25 лет. Хорошо себя зарекомендовали, например, холодный ресайклинг, устройство современных прочных тонкослойных покрытий с использованием эмульсионно-минеральных смесей»,— сообщил Анатолий Костылевский. По его словам, главным нововведением 2016 года станет переход строителей дорог федерального значения на технический регламент таможенного союза. Он, в частности, вводит новые требования к качеству битума и ряда других материалов для дорожных работ. «Эта мера также направлена на увеличение срока службы дорожных покрытий»,— подчеркнул господин Костылевский.

ТОРМОЗ

В регионах главным сдерживающим фактором развития отрасли считают нехватку финансирования и, как следствие, недостаточный объем выполняемых работ. «Проблема в том, что специфика выполняемых работ сегодня связана с текущим ремонтом, с восстановлением целостности покрытия, которое разрушается из года в год под воздействием огромного потока транспорта. Это означает, что зона внедрения новых технологий сведена к покрытию дорог. Мы готовы применять инновации при полном цикле строительства новых дорог. Как только у нас появляется возможность построить новый объект, он сразу становится средоточием новых технологических приемов и материалов. Отсутствие объектов, на которых мы были бы готовы продемонстрировать свои возможности,— вот что сдерживает сегодня развитие отрасли»,— отмечают в красноярском минтрансе.

В главном управлении строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края обратили внимание на проблему госзакупок в отрасли. «Действующее законодательство обязывает заказчика осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 15% совокупного годового объема закупок. Но, как правило, у них нет опыта, техники и кадров, что неминуемо приводит к ухудшению качества работ и дополнительным затратам подрядных организаций по устранению недочетов»,— поясняют в управлении.

С тем, что главной проблемой дорожной отрасли остается хроническое недофинансирование, соглашается и аналитик АО «Финам» Алексей Калачев. По его данным, объем федерального дорожного фонда, предусматривавшийся в бюджете страны на 2015 год, составлял 670 млрд руб., в проекте бюджета на 2016 год первоначально было запланировано 679 млрд руб. Но уже в первой половине 2015 года, ввиду нарастания проблем с наполняемостью бюджета, власти сократили программы почти на четверть. В действительности в прошлом году Росавтодору было выделено 525 млрд руб., а в проекте бюджета на 2016 год уже значились ассигнования в объеме 553 млрд руб., в том числе на оказание поддержки регионам — 130,2 млрд руб. Согласно ранее утвержденным показателям ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» на новое дорожное строительство предполагалось выделить 140 млрд руб., но в результате корректировки бюджета эта сумма была «оптимизирована» на 43 млрд руб. и составила 97 млрд руб.

Другим фактором, тормозящим отрасль, является, по мнению господина Калачева, медленное развитие нормативной базы по проектированию, не учитывающей появление новых технологий и использование новых материалов, а также недостаток знаний у специалистов. А в удаленных районах Сибири ситуацию усугубляют суровый климат и большие расстояния, затрудняющие доставку дорожного оборудования и строительных материалов.

Юрий Белов

Коммерсантъ

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики