Сегодня 25 декабря 2024

13.05.2019

Торгово-промышленная палата подготовила законопроект о реестрах для экспедиторов. Один из реестров будет содержать сведения о неблагонадёжных компаниях.

Закон о реестрах грузоперевозчиков вызвал настоящий переполох на рынке автоперевозок. Предприниматели его раскритиковали: по их мнению, очередное закручивание гаек не поможет справиться с «серым» сектором, но существенно усложнит жизнь добросовестным игрокам.

Теперь угроза нависла над экспедиторами. Текст аналогичного законопроекта, предполагающего создание реестров для компаний, осуществляющих экспедиторскую деятельность, размещен на сайте Торгово-промышленной палаты. В марте этого года он был разослан крупнейшим экспедиционным компаниям России для ознакомления.

Как попасть в реестр?
Для того, чтобы попасть в реестр, экспедиторам (как и грузоперевозчикам) придётся подтвердить финансовую состоятельность, профессиональную надёжность и компетентность. Trans.ru приводит четкие критерии для соответствия этим требованиям:

Финансовая состоятельность – отсутствие задолженности по налогам и сборам, а также имеющееся в наличии имущество или гарантии на сумму 1 млн рублей для отечественной и 50 млн рублей для зарубежной компании (по другим данным, эти суммы составляют 500 тыс. и 5 млн соответственно). Иностранные экспедиторы при этом могут иметь не более 75% в компании – оставшаяся четверть должна принадлежать гражданину РФ.

Профессиональная надёжность – отсутствие у руководителя непогашенной или неснятой судимости за преступления в сфере экономики, экологии, транспортного и трудового законодательства.

Профессиональная компетентность – наличие в штате компании специалиста, прошедшего необходимое обучение и получившего свидетельство. Для получения свидетельства нужно будет сдать экзамен. Специалистов, сдавших экзамен, будут включать в… реестр ответственных специалистов.

Подтверждать компетентность, надёжность и состоятельность экспедиторам придётся ежегодно.
А компаниям, которые сумеют это сделать, нужно будет предоставить рекомендацию от профобъединения – только тогда ТПП рассмотрит заявление и решит, стоит ли включать экспедитора в реестр.

Пустят не всех, оштрафуют многих
Если компания, не состоящая в реестре, будет осуществлять экспедиционную деятельность, её оштрафуют. Для юрлиц и ИП штрафы составят 200 тыс. рублей (500 тыс. за повторное нарушение), для должностных лиц – 30 и 100 тыс.

Оштрафуют и тех, кто решит воспользоваться услугами недобросовестного экспедитора. Штрафы, правда, будут поменьше (20 тыс. рублей для «физиков» и 100 тыс. для юрлиц и ИП).

В текущем состоянии законопроект не предусматривает возможность включения в реестр физических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Подводные камни
Их в тексте законопроекта очень много.

Первый из них – реестр специалистов, идея которого не очень понятна. Само по себе присутствие на предприятии ответственного лица – требование объяснимое. Таким лицам, однако, придётся за свой счет проходить обучение, сдавать экзамены, получать и переоформлять свидетельства о профкомпетентности.

Сотрудник может быть исключен из реестра за малейшее правонарушение (например, превышение скорости): в таком случае деятельность предприятия будет приостановлена до тех пор, пока оно не найдет себе нового специалиста.
Теоретически можно будет избежать такой ситуации, обучив или наняв нескольких ответственных сотрудников.

Еще один «подводный камень» связан со сроками рассмотрения заявок от экспедиционных компаний. Заявление о включении в реестр ТПП будет рассматривать в течение 10 дней. Затем – проверка сведений: это еще 30 дней. Если сведения в порядке, экспедитор включается в реестр: на эту процедуру палата может потратить еще 10 дней. Таким образом, сам процесс может затянуться почти на два месяца. Если же на каком-либо из этапов возникнут проблемы, и экспедитору откажут во включении в реестр, обжаловать это решение можно будет только через суд.

Экспедитор, по какой-либо причине исключенный из реестра (например, из-за уголовной ответственности, к которой привлекли владельца компании), сможет подать заявку о восстановлении не раньше, чем через год.

Черные списки
Еще один реестр, в котором окажутся неблагонадежные экспедиторы, будет находиться в свободном доступе на сайте ТПП. В него попадут компании, имеющие долги перед клиентами, перевозчиками и другими контрагентами, с которыми заключен договор транспортного экспедирования.

Само по себе попадание в этот реестр никаких дополнительных санкций не влечёт и повлиять может только на репутацию. Чтобы выйти из него, компании нужно будет погасить долги и подать заявление в ТПП, которое будет рассмотрено в течение 10 дней.

* * *

Предложенный палатой законопроект вряд ли будет принят в текущем виде: слишком много в нём спорных моментов. У идеи реестров для перевозчиков есть обоснование: она призвана повысить безопасность на дорогах и собрать статистические данные. Зачем нужны реестры экспедиционных компаний – непонятно. К тому же, Минэкономразвития в 2015 году уже «развернуло» подобную инициативу. Сам по себе документ, однако, можно назвать показательным: он подчеркивает стремление чиновников ужесточить регулирование отрасли.

АТИ Медиа

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики