21.01.2025

Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендовал принять в первом чтении законопроект, который вводит дополнительную ответственность для тех, кто осуществляет транспортно-экспедиционную деятельность. Этот документ был внесен на рассмотрение нижней палаты парламента в октябре прошлого года в дополнение к законопроекту, в соответствии с которым в России должны создать реестр экспедиторов. Вот как раз таки за работу вне этого реестра и предлагается ввести штраф в размере до 300 тыс. рублей. Одновременно запланировано наказание и по другим новым видам правонарушений, в том числе за отказ предоставить правоохранительным органам информацию о заключенных договорах транспортной экспедиции, о свойствах груза, маршрутах перевозки и т.п.

Напомним: законопроект о создании в России реестра экспедиторов был внесен на рассмотрение Государственной Думы в июле прошлого года, в сентябре он уже прошел через первое чтение.

Помимо создания самого реестра, без фиксации в котором в принципе нельзя будет осуществлять транспортно-экспедиционную деятельность, законопроект также устанавливает определенные ограничения и запреты, а также дополнительные обязанности для участников рынка.

Так, в частности, экспедиторам запрещается организация перевозки целого ряда веществ и товаров:

• огнестрельного, сигнального, пневматического и газового оружия, боеприпасов, холодного оружия, электрошоковых устройств и искровых разрядников, основных частей огнестрельного оружия, взрывных и иных устройств, представляющих опасность для жизни и здоровья людей;

• сильнодействующих, радиоактивных, взрывчатых, ядовитых, едких, легковоспламеняющихся и др. опасных веществ, наркотических средств и психотропных веществ, ядовитых животных и растений;

• предметов и веществ, которые по своему характеру или упаковке могут представлять опасность для работников экспедитора, загрязнять или портить (повреждать) другие грузы и оборудование.

В связи с этим экспедитору разрешается задерживать запрещенный к перевозке груз, а также уничтожать тот груз, который относится к последней из перечисленных выше категорий.

Правда, из этого запрета, естественно, будут свои исключения (перевозить же подобные грузы все равно нужно). Однако, как можно предположить, такие компании либо должны будут получить соответствующий допуск, либо они напрямую будут подчиняться определенным ведомствам (например, Министерству обороны).

Одновременно экспедиторов хотят обязать в течение трех лет хранить на территории РФ информацию о заключенных договорах транспортной экспедиции (о свойствах груза, фактах его доставки и хранения, о маршруте следования, о видах транспорта, осуществляющих перевозку, и пр.).

Хранить такую информацию можно будет исключительно с использованием баз данных и технических средств, находящихся на территории России, и за пределы РФ передавать персональные данные клиентов будет недопустимо.

Кроме того, экспедитор обязан будет предоставлять правоохранительным органам все данные из заключенного договора транспортной экспедиции, в том числе и доступ к своим информационным системам. Точно так же транспортно-экспедиционные компании должны будут передавать правоохранительным органам на проверку задержанный груз.

Что касается реестра, то каких-то строгих критериев (как, например, финансовая состоятельность, профессиональная надежность и т.п.) для включения в него пока не предусмотрено. Однако, повторимся, без вхождения в реестр осуществлять транспортно-экспедиционную деятельность будет запрещено.

Административная ответственность
Вот как раз таки для неукоснительного соблюдения новых обязанностей в Государственную Думу и внесли законопроект с поправками в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), предусматривающими дополнительное наказание для экспедиторов.

Так, за осуществление транспортно-экспедиционной деятельности вне включения в реестр предлагается установить штраф для граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей, а для юридических лиц — от 100 тыс. до 300 тыс. рублей. При повторном же нарушении наказание будет ужесточаться до 5-10 тыс. рублей для граждан и до вилки от 500 тыс. до 1 млн. рублей для юридических лиц.

В свою очередь, для других видов нарушений сумма штрафа будет зависеть от выручки экспедитора.

За неисполнение обязанности по хранению информации о заключенном договоре транспортной экспедиции, за непредоставление правоохранительным органам необходимой информации, а также за непередачу им на проверку задержанного груза и пр. экспедитора могут оштрафовать на сумму от 0,001 до 0,003 от размера выручки, полученной за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, а при повторном нарушении — от 0,01 до 0,03 выручки.

При этом подобный принцип наказания будет действовать в отношении как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей.

Вместе с тем, повторимся, на данный момент законопроекты только находятся на рассмотрении Государственной Думы. Когда именно они вступят в силу (и вступят ли в силу вообще), пока сказать точно вообще нельзя.

Транс ру

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики