04.12.2018

Прошедший в октябре эксперимент по мониторингу транзитных грузовых автомобильных перевозок между Россией и Казахстаном с помощью электронных навигационных пломб признан успешным. Таковы слова заместителя министра транспорта Алексея Семенова. По словам другого чиновника, заместителя руководителя Ространснадзора Асланбека Ахохова, в обязательном порядке новую систему слежения могут внедрить в России уже в будущем году. По официальной версии, ее внедрение должно упростить таможенные процедуры, обеспечить безопасность перемещения груза и тем самым привлечь транзит через территорию нашей страны. Однако некоторые участники отрасли опасаются, что случится ровно обратное — транзитные грузы любыми путями пойдут в обход России.

Пилотный проект по использованию электронных навигационных пломб для транзитных автомобильных грузоперевозок между Россией и Казахстаном стартовал, напомним, 20-го сентября и продлился около месяца.

С российской стороны в нем приняли участие такие транспортные компании, как «ТРАСКО» (лауреат премии «Лучший международный грузовой автоперевозчик-2018»), «Дженти», ООО «Адженс», а также розничная сеть «Магнит».

Изначально сообщалось, что движение автомобилей будет осуществляться по пяти маршрутам: от МАПП «Убылинка» до «Костанай-центр таможенного оформления», от МАПП «Бурачки» и от МАПП «Троебортное» до поста «им. Бауыржана Конысбаева» и от поста «Бахты» до постов «Новосибирский западный» и «Барнаульский». Однако потом от маршрутов в сторону Сибири отказались.

При этом наложение электронных навигационных пломб, по словам Тараса Коваля, заместителя генерального директора компании «ТРАСКО» по связям с органами власти, проходило не на самом пункте пропуска, а на близлежащем СВХ. Туда автомобиль направлялся со всеми необходимыми транзитными документами. Впрочем, необходимое для транзита обеспечение требовалось и после наложения навигационной пломбы.

В пилотном проекте электронная пломба была дополнением к классическим инструментам обеспечения внутритаможенного транзита.
На протяжении всего пути до Казахстана устройство (а оно весит около 1,5 кг) должно было в режиме онлайн передавать информацию о перемещении автомобиля ФТС и оператору «навигационного транзита» (со стороны России — компания «РТ-Инвест Транспортные Системы») и сигнализировать в случае попытки несанкционированного доступа к грузу.

На казахстанском посту пломбу деактивировали и снимали.

Всего каждой из стран было выделено по 100 навигационных пломб. На время пилотного проекта их использование было бесплатным.

Эксперимент был призван протестировать механизмы сбора, обработки и передачи информации, активации и деактивации устройств, скорость реагирования на внештатные ситуации (отклонение от маршрута, попытка вскрыть пломбу), а также, в принципе, надежность крепления устройства.

Если верить словам заместителя министра транспорта, то технология продемонстрировала свое рабочее состояние.

Не первый и не единственный
Стоит сказать, что однажды эксперимент по использованию навигационного оборудования при транзите уже проводился. В 2012-м году в течение нескольких месяцев грузы от МАПП «Бурачки» до ближайшего СВХ шли под «контролем спутника».

Предполагалось, что пилотный проект покажет, можно ли использовать навигационную систему вместо книжки МДП или других мер обеспечения транзита.

Тогда эксперимент тоже признали успешным (то есть, иными словами, получили утвердительный ответ — «Да, можно»), однако дальше этого признания дело не пошло.
Впрочем, нынешний пилотный проект обещает не застопориться и выйти за рамки просто тестирования. Хотя бы потому, что, во-первых, его запуск вызван не только желанием упростить транзит, но и более практичными задачами (санкционной политикой, например), а во-вторых, поддержан соответствующим законопроектом, который на данный момент даже успел пройти первое чтение в Госдуме.

Затянувшееся обсуждение
О том, что такой законопроект имеется в наличии, стало известно еще в начале этого года. В соответствии с ним предполагалось, что использование при транзите электронных навигационных пломб станет обязательным уже с 1-го июля.

Правда, к 1-му июля законопроект даже не приблизился к тому, чтобы превратиться в закон: первое чтение прошло только 18-го числа, после чего процесс принятия притормозили.

По всей видимости, решили все-таки пойти навстречу бизнесу и, прежде чем поставить его в новые условия, дать ему эти условия опробовать. (Ну, или просто самим убедиться в том, что технология действительно рабочая.)

Однако после того как результаты эксперимента официально признаны успешными, вполне можно ожидать, что обсуждение законопроекта резко ускорится и к концу года мы получим готовый закон.

По крайней мере, в Правительстве, о чем свидетельствует выступление заместителя главы Ространснадзора Асланбека Ахохова, рассчитывают на внедрение новой системы уже в следующем году.
Напомним: законопроект в том виде, в каком он сейчас «хранится» в Государственной Думе, предусматривает обязательное использование электронных навигационных пломб при транзите грузов через территорию России автомобильным и железнодорожным транспортом.

Речь, однако, идет только о «сквозном» транзите. Для ввоза товаров тоже предусмотрено применение навигационных технологий, но лишь для тех грузов, которые Правительство сочтет нужным внести в соответствующий перечень.

Проезд без пломбы и любые махинации с устройством будут наказывать конфискацией груза и штрафом (для юридических лиц — до 1,5 млн. рублей).

При этом использование пломбы (наложение/снятие, активация/деактивация, аренда) планируют сделать платным, а финансовую нагрузку возложить либо на отправителя груза, либо на получателя, либо на перевозчика.

Что даст навигационный транзит?
Заявляется, что использование электронных навигационных пломб должно стать основой создания цифровых международных транспортных коридоров, обеспечить переход на полноценный электронный документооборот и за счет сокращения таможенных процедур, повышения безопасности перевозок и прочего облегчения участи перевозчиков пополнить казну на 100 млрд. рублей.

По крайней мере, именно в такую сумму оцениваются выгоды от привлечения транзита грузов из Китая в Европу, который сейчас идет в обход России (преимущественно морским путем).

Однако более приземленная цель внедрения усовершенствованных электронных пломб видится в том, чтобы просто наладить тотальный контроль за перемещением транзитных грузов по территории России. Главным образом, естественно, «недружественных» грузов.
Украинские товары, например, с 1-го января 2016-го года уже идут в сторону Казахстана и Кыргызстана под навигационным сопровождением. В то время как санкционные продукты до сих пор так и норовят осесть где-нибудь на подмосковном складе.

По официальным данным, с августа 2014-го года по июль 2017-го в приграничных с Беларусью и Казахстаном районах таможенные органы изъяли и уничтожили около 6,3 тыс. тонн запрещенных товаров. Еще 5,4 тыс. тонн было изъято и уничтожено Россельхознадзором и Роспотребнадзором.

О том, что это количество на самом деле лишь часть проникающих на территорию России санкционных товаров, говорит хотя бы тот факт, что в прошлом году Указом Президента таможенникам дали право самостоятельно останавливать для досмотра грузовики от 3,5 тонн в приграничных районах и на территории 22 регионов.

А в этом году Министерство сельского хозяйства, несмотря на действующие меры, предложило в 10 раз увеличить штрафы за ввоз запрещенных товаров.

По итогам этого года всеми ведомствами совокупно было обнаружено 56 тыс. тонн санкционных продуктов. Это на 80% больше, чем год назад.

«Проставить» же навигационную пломбу на каждое транзитное транспортное средство — значит с гораздо большей вероятностью «защитить» внутренний рынок от голландских сыров и польских яблок.

Может, конечно, это и не является главной целью нововведения, но это точно то, что подстегивает его реализацию.

Не зря ведь именно Казахстан, который из-за санкционной политики по-прежнему недосчитывается продуктов на своих прилавках (товары задерживаются российскими таможенниками), первым из ЕАЭС согласился участвовать в эксперименте.

И не зря следующей страной, которая присоединится к пилотному проекту, станет, как недавно заявил министр транспорта Евгений Дитрих, Армения, значительная часть грузов в которую тоже доставляется транзитом через Россию.

Что же показал пилотный проект?
Как отмечает Тарас Коваль, заместитель генерального директора «ТРАСКО», в компании потенциал использования навигационных пломб видят в первую очередь в облегчении прохождения таможенных процедур на границе и в переносе всего таможенного оформления на внутренние СВХ. Для эффективного ведения автотранспортного бизнеса любому перевозчику проще и удобнее «везти пломбу».

Однако по его словам, в тех условиях, в каких проводился эксперимент, оценить систему с этой точки зрения, да и в принципе ее преимущества и недостатки, было сложно.

Прежде всего, были не очень удачно выбраны маршруты для эксперимента. В реальности для транспортной компании должны быть существенные причины для перевозки грузов из Европы (только если эта Европа — не Прибалтика) в Казахстан через Латвию. Машины, в основном, едут через Беларусь. А потому необходимость делать крюк в рамках пилотного проекта уже сама по себе не сокращала, а увеличивала сроки доставки.

То, что наложение пломбы проходило не на самом пункте пропуска, а на ближайшем СВХ, с точки зрения реальной перевозки тоже было не очень удобно. По мнению Тараса Коваля, действительно сократить простои на границе можно было бы в том случае, если бы транспортные операторы могли самостоятельно «вешать» пломбу перед въездом на МАПП. Тем более что, как заметил представитель «ТРАСКО», «наложение и снятие устройств не требует специальной подготовки — необходимо всего лишь соответствующее оборудование и право на проведение данной процедуры».

Однако в рамках эксперимента «цепочка» причастных к наложению и активации пломбы, наоборот, удлинилась: процедура осуществлялась руками сотрудников компании «РТ-Инвест Транспортные Системы» (оператор тестируемой системы транзита) под «присмотром» сотрудников ФТС.

При этом в тестировании, подчеркнем, участвовало лишь несколько компаний, из-за чего вообще никак нельзя было оценить: какими будут очереди на СВХ (и выдержит ли, кстати, система нагрузку), если электронной навигационной пломбой будет снабжаться каждое транзитное транспортное средство?..

Так, в Союзе международных автомобильных перевозчиков Республики Казахстан (КазАТО) вспоминают, что в свое время введение навигационных устройств для отслеживания транзита из Украины в Казахстан и Кыргызстан создало очереди на белорусско-российской границе и значительно увеличило время простоя грузовиков. Что, естественно, сказалось на затратах перевозчиков.

В связи с этим в КазАТО опасаются, что распространение нового порядка на весь транзит спровоцирует возникновение еще больших очередей, а желание перевозчиков сэкономить время — появление «черной кассы» в местах снятия и наложения пломб.
Что касается затрат, то в планах у Правительства (и это, собственно, отражено в соответствующем законопроекте) — сделать использование навигационных пломб, а именно — их аренду, наложение и снятие, активацию и деактивацию, платным. Предполагается, что рассчитываться за «услугу» будет одна из сторон перевозки — либо грузоотправитель, либо грузополучатель, либо перевозчик. Впрочем, не так важно, на кого именно падет финансовая нагрузка, — важно, что стоимость доставки в любом случае возрастет.

Однако насколько значительным при этом будет рост расходов, эксперимент не показал и не мог показать, так как для участников пилотного проекта пломбы выдавались бесплатно, бесплатным было и их использование.

Стоит сказать, что ранее, в начале года, в Министерстве экономического развития стоимость одной пломбы оценили в 10 000 рублей. Правда, не совсем понятно, что именно входит в эту сумму.

Так, например, в отношении транзита из Украины в Казахстан и Кыргызстан, действуют, как отмечают в КазАТО, следующие расценки: залоговая стоимость пломбы — 30 000 рублей, суточная аренда — 960 рублей, а выезд на специализированную территорию для установки устройства обходится приблизительно в 5 000-10 000 рублей.

Оправдать возросшие расходы мог бы, разве что, принципиально иной уровень «сервиса».

И если в будущем планируется, что электронная пломба заменит собой буквально весь документооборот и будет хранить исчерпывающую информацию о грузе, то сейчас она «запоминает» только маршрут движения и вводные данные о грузе (отправитель, получатель, наименование и пр.), а также реагирует на несанкционированный доступ в грузовой отсек.
Протестировать возможность перехода на электронный документооборот в рамках пилотного проекта и не пытались (он, проект, и не был на это рассчитан).

Мало того, грузовые автомобили, участвующие в эксперименте, шли транзитом с наличием гарантий по уплате таможенных пошлин и налогов.

Хотя тот факт, что перемещение груза сопровождается в режиме онлайн, по сути, должен был бы избавить перевозчиков от необходимости предоставлять какое-либо финансовое обеспечение.

Может, впоследствии эта «функция» и будет реализована, однако на данный момент подготовленный законопроект тоже не предполагает такого рода упрощения процедуры транзита.

При этом в Правительстве уверены, что преимущества, которые дают электронные навигационные пломбы, настолько безоговорочные, что их использование привлечет на российскую территорию транзит объемом, как минимум, в 100 млрд. рублей.

Но если вернуться к примеру с Украиной, то в первом полугодии 2016-го года, сразу после внедрения нового порядка транзита, объем экспорта украинских товаров на рынки Казахстана сократился на 45,5%, на рынки Средней и Центральной Азии и Кавказа — на 35,1%, стоимость доставки товаров увеличилась на 30%, а на сайте Национальной палаты предпринимателей Казахстана появились варианты обходных маршрутов из Украины в Казахстан.

Впрочем, по озвученным планам Министерства транспорта, тестирование электронных навигационных пломб еще будет продолжаться, по итогам которого, не исключено, учтут не только предложения ФТС и других правительственных структур, но и непосредственно самих перевозчиков.

Кроме того, есть вероятность, что систему распространят на все пространство ЕАЭС. Иначе, если она будет действовать только на территории России, не совсем понятно, какие упрощения она даст при наличии нынешних открытых границ…

Транс ру

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики