Сегодня 23 декабря 2024

13.05.2024

Инженер-исследователь, основатель инжиниринговой компании «Гормашэкспорт» Андрей Степаненко считает, что сделать Новосибирск значительно чище можно всего за полгода, а сократить пробки — за год.

Казалось бы — что мешает? Но в бардаке есть свои выгоды: трудно отыскать ответственного, а значит, и наказывать некого. Тогда каков рецепт счастья для Новосибирска? Хозяйственники и жители должны просто полюбить свой многострадальный город.

Простой любви, конечно, недостаточно, и есть конкретные утилитарные механизмы, способные спасти город. «Все уже придумано до нас», — говорит Андрей Степаненко, намекая на ГОСТы, выполнение которых значительно улучшит ситуацию в пыльном и грязном Новосибирске, имеющем при этом множество достоинств, которые можно предъявить деловым гостям, туристам, да и самим жителям. «Деловой квартал» поговорил с экспертом, который уже не раз предлагал новосибирским властям пути выхода из «грязного кризиса».

Согласно вашим исследованиям, каковы реальные причины пыли в Новосибирске, и можно ли с ней бороться?

— Тема грязи и безопасных дорог актуальна в Новосибирске уже лет 25. Я начал с ней работать примерно 20 лет назад, когда мэром был Владимир Городецкий. Однажды он попросил меня проанализировать, откуда в городе появляется пыль и что с ней делать. Я этот анализ провел, но, как видите, проблема в городе до сих пор никак не решается. Иногда становится стыдно за Новосибирск и непонятно, как город науки и промышленности, город, в котором мы начинаем развивать туризм, может быть таким грязным, негостеприимным, неудобным?

Среди новосибирских властей много лет ходит легенда, которую они охотно транслируют горожанам, — что Новосибирску не повезло с расположением: он находится на особо грязных грунтах. На самом деле это фантазии, которые не выдерживают никакой критики. Реальных причин появления грязи и пыли у нас в городе несколько.

Первая: перенос грунта на городские улицы при выезде автотранспорта со строительных площадок и из частного сектора, с неорганизованных стихийных парковок, открытых участков грунта, не укрепленных газонов. А также перенос грунта на городские улицы паводковыми и дождевыми водами.

Вторая: золы уноса ТЭЦ и котельных — большое количество пылевых выбросов в виде шлейфа, опускающегося на город, видно невооруженным глазом, особенно в морозные дни зимой. Третья: посыпка автомобильных дорог в зимнее время низкокачественным песком с высоким содержанием глины. Четвертая: деятельность предприятий, например, щебеночного карьера. Пятая: передвижение по городу нетентованного транспорта с насыпными грузами. Шестая: наличие складов открытого типа для хранения угля на ТЭЦ, балластных материалов. Седьмая: ремонтные работы на дорогах, интенсивный износ покрытия и еще более быстрый износ после ямочного ремонта, отсев от удаления старого дорожного полотна при экстренном ямочном ремонте. Восьмая: нарушение технологии уборки города.

Все это происходит потому, что власть не проявляет никакую волю. Обслуживать город качественно вполне можно, особенно если учесть, что в Новосибирске даже нет грязной промышленности. Главе просто стоит выйти и сказать: «Я хочу, чтобы в городе было чисто». Как это делал, например, Виктор Толоконский. Слышали ли вы, чтобы кто-то сейчас это говорил? Власть как будто бы ничего не хочет. Такое ощущение, что город захватили временщики, которые пришли пересидеть здесь и сбежать.

Как влияют на город средства для зимней эксплуатации дорог, противогололедные смеси?

— Долгие годы Новосибирск использовал для посыпки дорог песчано-соленые смеси. Объем потребления составлял до 120 тыс. т в год. Чтобы смесь не смерзалась, в нее добавлялся хлорид натрия. Это агрессивное вещество, которое очень сильно влияет на коррозию автомобилей, от него портится обувь, одежда, страдают животные. А для собственно смеси использовали речной песок. Конечно, нам говорили, что используется карьерный песок, но у нас не существует карьерного песка.

Когда Анатолий Евгеньевич Локоть баллотировался в мэры, его основным посылом было очистить город от грязи. Когда он вступил в должность, я сразу отправил ему свою аналитическую записку — исследование источников городской грязи и варианты борьбы с ней. Тогда реакции от мэрии не последовало. Но вдруг в 2017 г. Анатолий Евгеньевич меня вызвал и предложил поговорить. Мы договорились и отобрали пробы песка, который использовался для дорожных смесей. В ходе исследования обнаружили, что нужная нам фракция песка (от 1 до 5 мм) составляет всего 17-26%. Таким образом, высыпая на дороги города 120 тыс. т песка, мы высыпаем примерно 80-90 тыс. т грязи.

Когда все это перемешивается, получается так называемая супесь. Эта субстанция крайне неприятна: когда она мокрая — это жидкая грязь; когда она высохла, ее невозможно ничем взять, так как в ней много глины, она цементируется; когда ее начинаешь сметать, она образует пыль — как тонкую, так и жесткую, песчаную. Появляется множество проблем: люди жалуются на пыль, среди населения растет число аллергических, аутоиммунных, легочных заболеваний. К тому же, никто не оценивает траты горожан. Грязь — это ведь не только аллергии: люди жалуются и на то, что приходится чаще делать уборку в квартире, тратить больше средств и времени на стирку одежды, а также чистку, а то и покупку новой обуви, на мойку и ремонты автомобилей. Когда мы все это проанализировали, стало ясно, что срочно нужно что-то делать.

Мы задали Новосибирскому карьероуправлению вопрос, возможно ли произвести для города нужного качества продукт. Они попробовали и произвели песок, фракция которого на 97% была 1-5 мм. Когда применили этот отсев (это была зима 2017-2018), в городе вдруг стало внезапно чисто. Но это был короткий эпизод.

То есть это был просто эксперимент, и все?

— Дело в том, что невозможно взять и применить конкретную смесь по всему городу. Ситуация такова, что администрации, которые обрели независимость, типа Дзержинки или Первомайки полностью взяли на себя обеспечение своей территории. Плюс в районах какие-то части обслуживается дорожно-эксплуатационными учреждениями, а какие-то — местными администрациями. И дальше начинаются «чудеса»: когда изучаешь опубликованные госзакупки, которые проводит местная администрация, можно увидеть, что они размещаются вообще без указания требований к качеству песка и соли — ни ГОСТа, ни требования к составу. Они закупают этот песок, а администрации Железнодорожного и Центрального районов, например, закупают услуги сторонних организаций. Центр города при этом обслуживается «Бионордом», который вообще, как и любые противогололедные реагенты, можно использовать только в чистом городе, в грязном это недопустимо. И что получается? Получается разброс: площадь Ленина чистая, площадь Антонова в Дзержинском районе — грязная. Дзержинский район засыпал все грязным песком вплоть до Ипподромской, ДЭУ Центрального района полило свою территорию «Бионордом», снег начинает плавиться, грязь оттуда тянется сюда, а «Бионорд» отсюда тянется туда. В результате участок, например, от Центрального парка до улицы Красина весь завален жидкой грязью. Потому что «Бионорд» вперемешку с песком и растаявшим снегом образует густую незамерзающую субстанцию, которую ни убрать, ни смести невозможно.

Какой тогда есть выход из сложившейся ситуации?

— Есть такое понятие, как ГОСТы. Почему-то в городе на них мало обращают внимания, хотя вся промышленность работает по ним, и никто даже не думает, что их можно нарушить. Просто так нарушать ГОСТы нельзя, но почему-то городским и областным властям это неведомо.

Первый — ГОСТ Р 50597-2017 — касается обслуживания дорог, в нем описан порядок, например, в течение какого времени должен быть убран снег после активного снегопада; как должен стоять бордюрный камень и так далее.

И есть ГОСТ Р 58427-2020 на противогололедные материалы. Согласно документу, они разделяются на четыре категории: реагенты жидкие, реагенты твердые, фрикционные материалы и комбинированные. Парадокс заключается в том, что использование песка вообще незаконно — это прямое нарушение ГОСТа. Более того, у нас с июня 2024 г. начинается этап исполнения жестких требований ГОСТа. До настоящего момента для используемых фрикционных материалов действовало требование: класса от 1 до 5 мм должно быть не меньше 80%, класса 5-8 мм — не больше 5-10%, класса 8-10 мм — не больше 5%, а илистых и глинистых — вообще не более 2%. Теперь классы крупности более 8 мм, а также глина вообще недопустимы. Применение этого стандарта приведет к тому, что город одномоментно станет чистым.

Но ведь ГОСТы были всегда, и все равно нарушения превышали все возможные проценты. Что помешает сейчас точно так же не исполнять эти ГОСТы?

— Нужно просто перейти на управление дорожным хозяйством города, как технологически сложным промышленным объектом. Для этого — утвердить единый регламент, обязательный для всех служб, приведя его в соответствие с нормативными документами 2020-2021 гг. Сформировать службу главного технолога по содержанию городских дорог и определить его статус не ниже начальника департамента. Распоряжения главного технолога должны быть обязательными для всех городских служб: отменить решение главного технолога может или мэр, или вице-мэр, приняв личную ответственность. Главный технолог должен иметь право ограничений деятельности тех или иных предприятий, возбуждения проверок.

Регламент на самом деле разработать несложно, но сделать этого никак не могут. Кажется, причина проста: всем выгоден бардак. Когда прописаны требования, тогда понятно, кто за что отвечает, с кого можно спросить и кого наказать. А когда бардак — никто не виноват. Никто не закупал плохой песок — плохой привезли подрядчики. А почему их не контролировали? Если есть сомнения в качестве продукта — нужно делать лабораторные исследования. Все продукты для города должны проходить входной контроль. Более того, эта лаборатория должна контролировать все действия: чем представлен смет — зимний, весенний, какое состояние автодорог, какое состояние асфальта и т. д. И специалисты этой лаборатории должны иметь возможность в любой момент — днем или ночью — приехать на склад материалов, на установку по производству асфальтобетона и т. д. и проверить. Но пока не будет единоначалия с жестким требованием исполнения, пока не будет адекватного подхода к проблемам, пока не закончится поиск крайних, ничего не произойдет.

Нравится кому-то или не нравится ГОСТ — это закон. Если вы хотите его изменить — проявляйте инициативу по смене закона, подключайте науку, находите новые методики, новые реагенты. Эксплуатация города — это всегда поиск компромисса — никогда нет хороших условий.

 

Сколько нужно времени, чтобы навести порядок в Новосибирске?

— Чтобы город стал намного чище, нужно всего полгода. В два раза снизить нахождение в пробках можно за год. Многие вопросы решаются просто, например, нормально выставить светофоры, если, конечно, госавтоинспекция и все остальные ответственные лица будут последовательно и целенаправленно заниматься решением вопроса.

Давайте бороться за то, что в городе есть, за людей, которые что-то создали и создают — избавьте их от бюрократии, когда они хотят что-то сделать, помогайте им. У нас многое развивается, но делается это как будто не благодаря, а вопреки. Почему мы никак себя не позиционируем? У нас есть, что показывать, о чем рассказывать, чем гордиться. Но чтобы все это можно было развивать, нужно создавать среду.

Деловой квартал

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики