31.08.2016

1 сентября вступают в силу новые правила приема экзаменов на права в ГИБДД: увеличивается число вопросов на теоретическом экзамене и количество упражнений на учебной площадке, ужесточается система штрафных баллов за промахи при маневрировании в городе. Представители отрасли ожидают, что нововведения приведут к снижению аварийности среди новичков. При этом МВД не успело вовремя выполнить все административные процедуры в рамках запуска новой системы, что может вызвать неразбериху в регионах.

Новые правила сдачи экзаменов на права закреплены административным регламентом (приказ МВД №995), вступающим в силу 1 сентября 2016 года. Напомним, тестирование кандидатов в водители состоит из трех частей: экзамен на знание ПДД (теория), экзамен на владение первоначальными навыками управления (площадка) и вождение в городе. По старым правилам в ходе теоретического теста нужно дать правильные ответы на 18 вопросов из 20. Теперь за каждый промах (всего совершить по-прежнему можно лишь две ошибки) нужно будет ответить на пять дополнительных вопросов. При этом подготовлены новые экзаменационные билеты, актуализированные с учетом последних изменений в ПДД.

На учебной площадке экзаменатор сможет теперь потребовать выполнить пять упражнений вместо трех. На выбор есть несколько новых маневров — например, поворот на 90 градусов. Для начинающих мотоциклистов вводится скоростное маневрирование на коротком участке дороги. Впервые экзамен будет ограничен по времени — экзаменуемому дадут на выполнение всех задач 11–12 минут (тайминг зависит, в частности, от размера площадки).

Если у автошколы есть собственный компьютеризированный автодром (всего их 30 по России), то внутренний экзамен в автошколе будет засчитан как экзамен в ГИБДД. На экзамене в условиях города ужесточается система штрафных баллов, которые начисляет экзаменатор. Всего, напомним, для успешной сдачи можно получить не более пяти штрафных баллов. За непристегнутый ремень безопасности теперь начислят три балла, за заглохший на старте двигатель — один балл.

Сдача экзамена остается бесплатной, при этом водитель платит госпошлину в размере 2 тыс. руб. за пластиковое удостоверение. В МВД планируют увеличить ее до 3 тыс. руб.— соответствующий законопроект уже разработан и, не исключено, будет принят до конца года. У ГИБДД была также идея ввести пошлину за сдачу экзамена (около 5 тыс. руб.), но против этого выступил Минфин.

Новый порядок сдачи экзаменов — часть масштабной реформы образования водителей, которая длится с 2011 года: ее цель — снизить число аварий среди неопытных автомобилистов. В августе 2015 года, в частности, были ужесточены требования к школам, сейчас обучать имеют право около 7 тыс. организаций.

Представители автошкол по-разному восприняли документ. «Мы уже по нему готовим учеников,— заявил “Ъ” глава центра подготовки водителей при государственном колледже №21 Борис Багдасарян.— Чем сложнее экзамен, тем спокойнее выпускать учеников на дорогу». Он отметил, что новые правила запрещают автошколам использовать на площадках высокие стойки для обозначения границ зоны упражнений, низкие пластиковые конусы хуже видно в зеркала. «В ГИБДД считают, что это пойдет новичкам только на пользу, они должны видеть низкие бордюры в городе»,— говорит он. «Регламент вызывает только негативные эмоции, мы направляли свои предложения на стадии проекта, но они учтены не были,— говорит глава совета директоров автошкол Челябинска Андрей Николаев.— Новые упражнения совершенно бесполезны на практике: какой толк от этого поворота на 90 градусов?»

Главная проблема, добавляет президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева, касается ситуаций, когда ГИБДД использует площадку и технику автошкол для приема экзаменов: это происходит в 80% случаев. До сих пор в таких случаях взаимоотношения не были формализованы, но с 1 сентября по новым правилам должен существовать приказ МВД о порядке взаимодействия. «За день до вступления в силу регламента ни приказа, ни разъяснений нет. Многие автошколы подготовили материально-техническую базу к приему экзаменов, затратив немалые финансовые ресурсы, но до сих пор нет ясности, кто и как будет эту готовность проверять»,— пояснила “Ъ” госпожа Шутылева. Андрей Николаев говорит, что без приказа региональное УГИБДД прекратило запись учеников на экзамены, обычно график составляется на месяц вперед.

Первый заместитель главы ГИБДД Владимир Швецов во вторник заверил “Ъ”, что проект приказа уже готов и сейчас проходит регистрацию. «Мы пока направили в регионы рекомендации, хотя, по сути, для автошкол с выходом приказа ничего не изменится, процесс приема экзаменов не остановится,— пояснил он.— Если что-то пойдет не так, мы будем вносить изменения, ничего в этом страшного нет. Ожидаем, что качество подготовки будущих водителей теперь улучшится». В перспективе, отметил он, необходимо стремиться к усложнению экзамена в городе, а также к тому, чтобы все внутренние экзамены в автошколах засчитывались как экзамены в ГИБДД.

Иван Буранов

Коммерсантъ

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики