Сегодня 11 октября 2024

24.11.2016

Минтранс РФ опроверг собственный интерес в распространении платы за проезд по федеральным трассам на малотоннажные грузовики, однако ведомство Максима Соколова признало, что прощупывает почву. Перевозчики же в разговоре с «БИЗНЕС Online» назвали саму идею поставить под контроль все грузовики совершенно безумной, хотя у экспертов ВШЭ иное мнение.

МИНТРАНС ПРОЩУПЫВАЕТ ПОЧВУ: ОХВАТИТ ЛИ «ПЛАТОН» ВЛАДЕЛЬЦЕВ «ГАЗЕЛЕЙ»?

Сегодня стало известно о планах минтранса РФ относительно внедрения платы за проезд по федеральным трассам грузовиков массой от 3,5 до 12 тонн. В течение года, напомним, система «Платон» была настроена на сбор платы с более тяжелых автомобилей — от 12 тонн и выше, с которых только за последние 5 месяцев удалось собрать 5,7 млрд. рублей. О том, что в настоящее время по заказу ФКУ «Ространсмодернизация» Высшая школа экономики анализирует целесообразность включения в рамки платных теперь уже легких коммерческих автомобилей, пишут сегодня «Ведомости» со ссылкой на источник в госорганах. Слова чиновника подтверждаются соответствующим контрактом на сайте госзакупок стоимостью 10,8 млн. рублей — по условиям контракта, ВШЭ должна научно обосновать уместность введения новой платы. Работа ведется в рамках реализации принципа «пользователь платит» и должна была завершиться 15 ноября.

Как выяснилось, аналитики ВШЭ еще не закончили работу. В минтрансе между тем сегодня утверждают, что контракт не означает непременного введения платы для автомобилей легче 12 тонн. И тем более не устанавливает сроков такой меры — ведомству важно лишь получить экспертное заключение. Сегодня же пресс-служба ведомства Максима Соколова опубликовала релиз, в котором поясняет, что подобная аналитическая работа ведется сейчас во многих развитых странах мира. И результатом расчетов может стать отрицательный ответ ВШЭ — о нецелесообразности или преждевременности решения расширить аудиторию плательщиков. Кроме того, представитель компании «РТ-Инвест транспортные системы», которая является оператором «Платона», заявил, что министерство не обсуждало с компанией подобных планов. Напомним, что компания-оператор наполовину принадлежит сыну олигарха Аркадия Ротенберга Игорю, другую половину контролируют «Ростех» и инвестиционная компания «РТ-Инвест», так что сами дальнобойщики называют этот платеж «сбором Ротенберга».

Основное предназначение автомобилей массой от 3,5 до 12 т — внутригородские и региональные грузоперевозки. На дальних дистанциях использование их малорентабельно, поскольку затраты на обслуживание несильно отличаются от затрат на прогон большегрузов, и малый объем перевозимого груза бьет перевозчика по карману. В этом отношении эксперты прогнозируют расцвет крупных операторов, которые смогут за комиссию отправлять фурами грузы более мелких коллег, работавших прежде на легких автомобилях и теряющих свою нишу. Если министерство введет плату, смысл которой сейчас исследуется ВШЭ, это может сказаться и на производителях легких грузовиков. К их числу, в частности, относятся КАМАЗ, Mercedes-Benz, Iveco, Renault.

Судя по всему, эксперты Высшей школы склоняются к положительному заключению и признают введение новой платы целесообразным шагом. Директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин в комментарии «Ведомостям» уже заявил о возможном росте эффективности логистики в этом случае. По мнению Блинкина, рынок грузоперевозок сможет освободиться от индивидуальных перевозчиков, которым будет сложно выполнить все требования законодательства. Логику развития рынка в ВШЭ видят в конечной замене топливных акцизов на покилометровую плату для всех автомобилей — как грузовых, так и легковых. Такой подход видится справедливым, поскольку он позволит дифференцировать тариф в зависимости от качества дороги.

ТАТАРСТАН В ПЯТЕРКЕ РЕГИОНОВ ПО ПЛАТЕЖАМ «ПЛАТОНУ»

Процесс становления «Платона», который продолжается с ноября прошлого года, сопровождается протестными акциями по всей стране. К примеру, 4 декабря 2015 года на МКАД в районе Ленинградского шоссе фуры двигались по внешней стороне автодороги с минимальной скоростью, оставляя только одну-две полосы для движения легковых машин. В феврале 2016 года временно прекратили работу дальнобойщики из 45 регионов РФ, но Татарстан тогда остался в стороне. Впрочем, протестные настроения на старте наблюдались и в республике: силовики сначала «отговорили», но затем акции все же прошли в Казани, Нижнекамске и Альметьевске.

Однако чуть позже Татарстан выступил лоббистом распространения «Платона» на региональные трассы. Это было связано с тем, что фуры, пытаясь уйти от «платонова ока», стали с федеральных трасс уходить на республиканские, разрушая местные дороги. Инициативу республики, конечно, поддержал министр транспорта РФ Максим Соколов, но дальнобойщики выступили резко против. Они указывали, что введение регионального «Платона» поднимет стоимость перевозок как минимум на 20%. Впрочем, никаких активных действий в данном направлении минтранс не предпринимал, а проект получил отрицательный отзыв Счетной палаты РФ из-за ожидаемого роста социальной напряженности.

Действие «Платона» распространяется на 50 тыс. км федеральных автодорог России. Изначально планировалось, что платежи будут приносить в федеральный дорожный фонд около 40 млрд. рублей в год. Но пока система работает в тестовом режиме, тариф составляет 1,53 рубля за километр, и «Платон» принес в федеральный бюджет лишь 16,7 млрд. рублей. В системе зарегистрированы 265,7 тыс. перевозчиков, на которых числится 773,5 тыс. транспортных средств, полная масса которых превышает 12 тонн.

Минтранс тем временем заявляет об удвоении тарифа к июню 2017 года. Удорожание заявляется поэтапным: с 1 февраля тариф будет увеличен до 2,6 рубля за 1 км, а с 1 июня — до 3,06 рубля. К слову, Татарстан вошел в Топ-5 регионов РФ по платежам в систему «Платон». Перевозчики РТ внесли в кассу Ротенбергов 853 млн. рублей — это 6% всех средств, аккумулированных системой и четвертое место в рейтинге регионов-плательщиков. Лидерами являются Москва и Московская область, на их доли приходится 13% и 11% начислений соответственно (1,8 и 1,6 млрд. рублей). Санкт-Петербург с 9% на втором месте (1,2 млрд.). Из средств, собранных «Платоном», 19 регионам были выделены деньги на ремонт и реконструкцию 31 моста, 40 городов и регионов получили средства на неотложный ремонт 1 тыс. км наиболее проблемных дорог. Татарстана в числе получателей средств от дорожного фонда РФ пока нет.

«ОНИ НЕ СПРАВЛЯЮТСЯ, НЕ ПОПОЛНЯЮТ БЮДЖЕТ, А ЭТО УГОЛОВНО НАКАЗУЕМОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» высказались о планах минтранса без стеснений.

Вячеслав Лысаков — первый зампредседателя комитета Госдумы РФ по государственному строительству и законодательству, лидер партии «Автомобильная Россия»:

— Мне кажется эта затея абсолютно неуместной. Минтранс в очередной раз показывает, что он не может рассчитывать социальные последствия собственных инициатив. Если говорить о сборах с большегрузов, то аналогичные сборы имеют место в ряде европейских стран. Но в той же Германии они относятся только к трассам высшей категории, а не ко всей дорожной сети. В Белоруссии аналогичную «Платону» систему применяют только к транзитным иностранным автомобилям, но не к своим перевозчикам.

Поставить под контроль и под новое фискальное обременение практически весь грузовой транспорт от 3,5 до 12 тонн и выше — это безумная идея, и назвать это другими словами не получается. У нас потребность грузоперевозчиков в дорогах составляет порядка 2 миллионов километров, а мы имеем только чуть больше половины, при этом их качество оставляет желать лучшего. Автомобилисты — это не дойные коровы, которых можно доить до бесконечности! Идея совершенно неадекватная. Малый и средний бизнес и так на ладан дышит, а его еще хотят обременить новыми платами за пользование дорогами, за передвижение по которым перевозчиками нужно доплачивать, а не сдирать дополнительные суммы.

Ираклий Аслазамов — руководитель аппарата комитета по транспорту и строительству Государственной Думы РФ:

— Пока о каких-то изменениях в системе «Платон» с включением в нее автомобилей с меньшим весом мне тоже ничего не известно. Да и каких-то перспектив я не вижу, поскольку в этой системе плата взимается за вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, которые превысили допустимую нагрузку на ось. Говорить о том, чтобы взимать плату с транспортных средств, которые не превысили эту нагрузку, нельзя. За что она тогда будет взиматься? Это какой-то абсурд.

Возможно, речь идет о какой-то совершенно другой системе. В некоторых странах какая-то умеренная плата берется со всех грузовиков подряд. Просто за то, что любые грузовики причиняют вред дорожному покрытию больше, чем легковые автомобили. Но при этом применяется совсем другая система оплаты. Это, по сути, форма транспортного налога. Поэтому теоретически предполагать взимание какой-то платы с грузовиков можно, но параллельно с той платой, которая взимается системой «Платон», в любом случае неуместно. В системе «Платон» плата взимается за вред, причиняемый дорогам в связи с превышением допустимой нагрузки. А если допустимая нагрузка не превышена, то о вреде мы не говорим — значит, нет и оснований для взимания платы.

Леонид Штейнберг — генеральный директор ТКФ «Кама Тракс», президент НП «Логистика и автоперевозки Татарстана»:

— Это просто унижение отрасли автомобильных грузоперевозок, я считаю. Я не знаю, что за провокатор все эти инициативы выдвигает. Но это точно провокатор, который сидит и думает, как убить автомобильные грузовые перевозки в стране. Теперь уже и малотоннажные.

«Платон» делает прогноз, что в этом году соберет с перевозчиков 20 миллиардов рублей. А я считал, что по году при нормальной работе этой системы они должны были собрать 400 миллиардов! Вообще-то это маразм и глупость, если они еще и с этой инициативой выйдут. Тогда надо просто поставить знаки на дорогах — движение автомобильного транспорта запрещено. И разрешить по ним ездить только одному министру Соколову. Владимир Владимирович Путин недавно выступал перед участниками «Общероссийского народного фронта» и говорил, что государство будет всемерно помогать малому и среднему бизнесу. А министр не хочет выполнять поручения президента. Так получается?

Рашит Калимуллин — генеральный директор ООО «Транспортная компания «Логистика»:

— Я считаю, что за дороги должны платить все те, кто ею пользуется. И самое оптимальное — это заложить требуемые суммы в акциз за топливо, и не нужно будет никакие миллиарды платить никаким Ротенбергам. Правильно ли вводить плату и за проезд по федеральным дорогам малотоннажных грузовиков? Думаю, что правильно. Просто тариф должен быть соответствующий. Маленький грузовик ведь тоже разрушает дорожное полотно. Весь вопрос в том, что этот «Платон» или не может, или не хочет наладить систему администрирования. Они ведь реально собирают сейчас 15 — 20 процентов от того, что должны по идее собирать с перевозчиков. Они не справляются со своими обязанностями, не пополняют бюджет, а значит, не исполняют закон. Это уголовно наказуемое преступление.

Как вообще это понимать, что только 20 процентов перевозчиков добросовестно платят за «Платон», а остальные не платят? «Платон» еще на старом тарифе с одних только владельцев грузовиков полной массой свыше 12 тонн должен был уже собрать минимум 200 миллиардов рублей. В стране 1,7 миллиона автомобилей свыше 12 тонн. Я добросовестный плательщик и за каждый автомобиль плачу 25 — 30 тысяч рублей в месяц «Платону». Там же колоссальные суммы должны собираться, арифметика же простая. Я же эти деньги мог пустить на развитие, а из-за того что «Платон» не выполняет свою работу, я поставлен в неравные условия с теми, кто за проезд по дорогам не платит. Считаю, что «Платон» просто не справился со своей задачей, поэтому сейчас дыру в бюджете хотят закрыть еще раз за счет добросовестных плательщиков, подняв тариф и для тех, у кого машины имеют полную массу свыше 12 тонн, а еще привлечь сюда и тех автовладельцев, у кого машины малотоннажные.

«Платон», если вы помните, обещал собрать в бюджет по итогам 2016 года 50 миллиардов рублей, а сейчас скромно говорят, что на сегодняшний день собрали лишь 16 миллиардов, а к концу года обещают собрать 20 миллиардов. Полностью провалили они свою работу. Мы же реально знаем, что многие автовладельцы не платят за «Платон».

Рамиль Сагдеев — директор автотранспортного предприятия «Эссен Продакшн»:

— Когда систему «Платон» вводили, то говорили, что плата будет взиматься только за проезд по федеральным дорогам большегрузных автомобилей, потому что они, мол, наносят вред дорогам. Сейчас уже все поменялось? Это так следует расценивать? Теперь выяснятся, что уже и маленькие грузовики тоже наносят вред? Потом, наверное, дойдут и до того, что и легковые машины тоже начнут наносить вред. А потом и до пешеходов дойдут? Это все из той серии, что скоро начнут взимать налог на воздух.

Они все думают, откуда же еще можно денег взять. Причем минтранс РФ — это основной заказчик, насколько я понимаю. Надо зарегистрировать всех тех, кто ездит по нашим дорогам. В стране больше 1,5 миллионов большегрузов, а люди из «Платона» говорят, что в системе зарегистрировано только 560 тысяч таких машин. Значит, чтобы все были в равных условиях, еще миллион автомобилей должно быть зарегистрировано в системе. И тогда даже, не поднимая тарифа, который сейчас существует, мы увеличим в три раза приход средств в систему. Тогда будет справедливо.

Нужно заниматься не просто тупым поднятием тарифа, а вместе с фискальными органами вести учет автомобилей. Они могут выявить всех тех, кто зарегистрирован в ГИБДД, но не зарегистрирован в «Платоне». На мой взгляд, министр транспорта РФ и его приближенные выбрали не тот вектор движения в своей работе.

«БИЗНЕС Online»

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики