Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России считает гибкий акциз на бензин и дизельное топливо, зависящий от цен на нефть, самым эффективным инструментом стабилизации топливного рынка. При этом ведомство не верит в возможность ведения такого акциза в 2019 году в качестве альтернативы демпфирующему механизму, который заработает с 1 января будущего года и компенсирует нефтяникам часть упущенной экспортной прибыли при реализации топлива на внутреннем рынке. Об этом сообщил замглавы ФАС Анатолий Голомолзин на пресс-конференции в ТАСС.
«В плане [эффективности] экономического регулирования — у него [гибкого акциза] выше [чем у демпфирующего механизма]. Он сейчас находится в проработке. Понятно, что он не будет в 2019 году внедрен, мы его наряду с другим мерами прорабатываем», — сказал Голомолзин.
Глава Российского топливного союза (объединяет независимые АЗС) Евгений Аркуша считает, что плавающий акциз для независимых АЗС был бы лучшим механизмом, чем действующая система с фиксированными акцизами. «Мы больше бы приветствовали прямое снижение акцизов, без всякого плавания. Но мы понимаем, что есть необходимость его увеличения, в том числе из-за дорожных фондов (дорожные фонды финансируются из полученной с акцизов прибыли — прим. ТАСС). Плавающий акциз лучше, чем постоянный», — отметил Аркуша.
«Размер дорожных фондов тогда тоже будет плавающим?», — спросил его глава департамента налоговой и таможенно- тарифной политики Минфина Алексей Сазанов.
По его словам, Минфин готов участвовать в проработке этого вопроса, но министерство пока настроено скептически к перспективам внедрения гибкого акциза.
«Он работает только в определенных диапазонах. Когда цена нефти будет $90 за баррель, плавающий акциз станет отрицательным. Это означает, что мы будет импортерам доплачивать за то, чтобы они привозили на внутренний рынок нефтепродукты. Это факт», — подчеркнул Сазанов.
А вот демпфирующий механизм лишен этих недостатков, добавил он: «Мы открыты к дискуссии про плавающий акциз, но нужно понимать, что его действие ограничено $75-85 за баррель. Сверх этого он станет либо отрицательным, либо снова нужно будет вводить демпфер. Тогда зачем мы отказываемся от демпфера?».
Замминистра энергетики РФ Павел Сорокин в свою очередь заявил, что не видит особой разницы между двумя механизмами, но считает гибкий акциз более простым инструментом, так как он напрямую относится к регулированию рынка бензина и дизельного топлива.