10.11.2008

Однако розничная цена на бензин существенно не понизится
Марина Грицюк, Сергей Зыков
«Российская газета» — Центральный выпуск №4788 от 10 ноября 2008 г.

Федеральная антимонопольная служба зафиксировала снижение цен на бензин. Однако, по данным ведомства, топливо дешевеет по стране неравномерно. Более того, оптовая стоимость уменьшается в большинстве регионов более стремительно, нежели розничная.

Так, по данным на 1 ноября, бензин всех марок и дизельное топливо подешевели на оптовых рынках Ленинградской, Омской, Рязанской, Ульяновской и многих других областей на 15-29 процентов. Но вот частным автомобилистам не посчастливилось почувствовать на своем кошельке столь существенную разницу — розничная цена на горючее снизилась в среднем на 5-10 процентов.

Почему так происходит и стоит ли автомобилистам надеяться на более динамичное удешевление топлива в ближайшее время, ведь мировые цены на нефть рухнули вдвое? Вспомним, что именно дороговизной нефтепродуктов на мировом рынке прежде объяснялся рост внутренних цен на топливо. К сожалению, эксперты полагают, что бензин вряд ли существенно упадет в цене.

Как пояснила генеральный директор компании «ИнфоТЭК» Наталья Шуляр, литр «розничного» бензина, скажем Аи-95, стоит в среднем 25 рублей. Из них 10 рублей — это все издержки с момента добычи нефти до продажи уже в виде бензина конкретному потребителю, то есть переработка, транспортировка и так далее. В том числе и прибыль компаний, «прикасающихся» к процессу. А вот оставшиеся 15 рублей в литре топлива приходятся на налоги.

«Вот и получается: как бы ни «ужимались» нефтяники, ни снижали оптовые цены и издержки производства, удешевление будет происходить только в рамках тех 10 рублей — по сути, на копейки. И резерв снижения уже практически исчерпан», — считает Наталья Шуляр. И добавляет: по-хорошему, чтобы добиться реального «ценопада», нужно пересмотреть налоговую политику. В частности, по мнению эксперта, нуждается в корректировке налог на добычу полезных ископаемых.

Разделяет эту точку зрения и исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. «Говорить о снижении розничной стоимости топлива на внутреннем рынке, когда падают мировые цены на нефть и ее экспорт становится по сути убыточным, а налоговая политика государства при этом не меняется, по меньшей мере некорректно», — считает он. При анализе ситуации ФАС учитывает все эти особенности в ценообразовании, пояснили в пресс-службе ведомства. Но при этом нефтяные компании зачастую только прикидываются овечками. Только за последние несколько дней региональные представительства ФАС в Белгороде и Калининграде возбудили дела против нефтяных компаний по признакам нарушений Закона «О защите конкуренции» в части установления и поддержания монопольно высоких цен на автомобильный бензин и дизельное топливо. В Кемеровской области в эти же дни служба наложила штраф в 158 миллионов рублей на «Газпромнефть-Кузбасс» за злоупотребление доминирующим положением.

Всего с начала года ФАС России возбудила более 100 дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства на рынках авиакеросина, бензина и дизельного топлива. Около половины из них — по фактам картельных сговоров и согласованных действий продавцов горючего. Другая половина — это злоупотребления доминирующим положением на рынке. Штрафов «королям бензоколонок» выписали за этот период более чем на 800 миллионов рублей.

Как будет дальше развиваться ситуация на топливном рынке и какие действия предпримет служба, чтобы снижение цен продолжилось, в ФАС комментировать пока отказались, сославшись на то, что сейчас идет комплексный анализ ситуации и окончательные решения будут приняты в зависимости от его результатов.

Справка «РГ»

В 2008 году в целом по стране возбуждено 47 антимонопольных дел за согласованные действия хозяйствующих субъектов, 54 дела — за злоупотребление доминирующим положением. Из них на рынках автомобильного бензина возбуждено 60 дел, на рынках авиационных ГСМ — 41.

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики