Нагрузка на работников транспортной отрасли увеличивается каждый год — социальные платежи, транспортный налог, «Платон». Теперь готовится новый законопроект – поправки в ФЗ №401, которые изменят порядок предоставления льготы по налогу на имущество. Эксперты предупреждают: нововведение повлияет на баланс федерального и региональных бюджетов, на конкурентоспособность транспортников и отразится на потребительских ценах.
Проблему подняла торгово-промышленная палата Ростовской области, так как автоперевозчики в повседневной суете пока не осознали, чем могут обернуться для них поправки в 401 закон. Они должны вступить в силу 1 декабря 2018 года. С этого времени существовавшая для всех льгота будет применяться только в тех регионах, которые смогут обеспечить её из собственного бюджета, для чего должны принять соответствующий закон. Это не обязанность субъектов, а право, то есть, если регион не захочет брать на себя эту ответственность, работники отрасли лишатся господдержки.
Напомним, льготные условия налогообложения на движимое имущество, а также оборудование были введены в Налоговый кодекс РФ с 2013 года. Они распространялись на транспорт, поставленный на учёт до 1 января 2013 года. Исключение составляло имущество, полученное в результате реорганизации и переданное от взаимозависимой организации.
Больше других пострадают легальные перевозчики
Сегодня 80% перевозчиков использует серые схемы. По словам руководителя юридической фирмы «JBI-Эксперт» Ольги Проскуриной, многие грузоперевозчики просто ловят на дороге машину и отдают за услугу наличные. По её словам, большинства предприятий даже нет в базах налоговой службы. Поэтому эксперты считают, что нововведение больнее всего ударит по крупным предприятиям и тем, кто работает по-белому.
«Если будет введён налог на имущество в размере 2,2%, то мы должны будем заплатить от 130 до 170 тысяч рублей, — подсчитал начальник регионального представительства Ассоциации международных автомобильных перевозчиков по Южному региону РФ Олег Татарченко. — Это многократно превышает транспортный налог. Фискальная нагрузка и без того возросла за счёт индексации налоговых платежей, акцизных сборов на топливо, «Платона», страховых взносов, тарифов по ОСАГО, требований по транспортной безопасности и по оснащению системой ГЛОНАСС».
Олег Татарченко утверждает, что в отрасли и без того идёт сильнейшая конкуренция — из-за санкций потеряна часть грузопотока из Польши, Турции. Если нагрузка возрастёт, российские транспортники потеряют конкурентоспособность в сравнении с перевозчиками из стран-членов ЕАЭС. В частности, с республиками Казахстан и Беларусь, где транспорт не облагается налогом на имущество.
Риски для предприятий
Автопредприятиям новый закон добавит рисков. Как рассказал первый заместитель начальника Северо-Кавказской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» Алексей Мельников, налоговая льгота для них составляет около 1 млрд рублей.
«Мы её рассматриваем как возможность проведения инвестиционных работ — с 2014 по 2016 годы компания выполнила инвестпрограмм на сумму почти 18 млрд рублей. Помимо этого мы у НЭВЗа приобретаем локомотивы, около 200 секций в год.
Если закон вступит в силу, то риски приведут к увеличению стоимости товара, повышению расходов перевозчика и повышению тарифа на тот же проезд в электричках, который возмещался из областного бюджета», — говорит Алексей Мельников.
Александр Толкаев, руководитель предприятия городского транспорта, МТК «Ростовпассажиртранс», сообщил, что если они лишатся льготы, то будут вынуждены повышать тариф. В противном случае не смогут покупать новые машины, так как при покупке автобусов им придётся отчислять около 23 млн рублей с каждого миллиарда рублей.
«Это больше, чем мы в месяц тратим на обеспечение подвижного состава дизельным топливом и больше всего фонда зарплаты за месяц. А мы в большей степени организация, выполняющая социальную задачу, чем бизнес — нельзя перегружать население, — считает Александр Толкаев. — К тому же мы выплачиваем ежегодно до 100 млн рублей страховых платежей, НДФЛ до 135 млн рублей. Мне кажется, было бы неправильно «ощипывать» и дальше эту «курицу».
Сотрудник компании «Азимут» Владимир Шаповалов предупреждает об опасности столкновения с внутренними офшорами. Он считает, что более лояльные регионы возьмут на себя весь транспортный комплекс, и все налоги уйдут туда.
По мнению председателя совета НП Транспортных экспедиционных компаний «МЕЖАВТОТРАНС» Дмитрия Ирхина, государство, отменяя льготу, рассчитывает получить дополнительные поступления в бюджет. Но мало что получит, потому что бизнес, чтобы уйти от налога, будет дробить крупные предприятия на мелкие. Он уверен: «Автомобилисты доведены до точки кипения, и дальше нагружать их невозможно».
Региональные власти пока прикидывают
По мнению Ольги Проскуриной, новая норма направлена на то, чтобы уменьшить дотацию в бюджеты регионов, чтобы они серьёзней подходили к использованию средств. Местным чиновникам придётся попотеть, решая нелёгкую задачу: сохранить без того скудный бюджет или поддержать отрасль. Сейчас они ведут подсчёты и решают, смогут ли выдержать эту нагрузку.
Начальник управления финансовых ресурсов и налоговой политики минфина Ростовской области Нина Протасова пояснила, что создать систему подсчёта сложно из-за отсутствия ясности в действиях центра в отношении региональных бюджетов.
Транспортники предлагают ввести хотя бы поэтапную отмену действующей льготы, с постепенным понижением коэффициента. Олег Татарченко приводит оглушительные аргументы в цифрах. Если предприятия резко лишатся льготы, то за первый год эксплуатации нового автопоезда транспортники должны будут заплатить 135-180 тысяч рублей, на 2-й год — 115-125 тысяч рублей, на 3-й — 95-103 тысяч.