09.12.2019

Министерство транспорта наконец-то (спустя месяц) представило порядок оснащения тахографами грузовых автомобилей и автобусов, принадлежащих физическим лицам. Им («физическим» собственникам) все-таки решили дать отсрочку на установку устройств, контролирующих время вождения и отдыха. Соответствующий приказ ведомства в среду, 4-го декабря,опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.

Итак, физические лица, эксплуатирующие грузовики разрешенной максимальной массой более 12 тонн (категория N3), должны установить тахографы:

  • до 1-го марта 2020-го года, если экологический класс транспортного средства не определен;
  • до 1-го июня 2020-го года, если экологический класс автомобиля соответствует Евро-3 или ниже;
  • до 1-го сентября 2020-го года, если экологический класс Евро-4 и выше.

Физическим лицам, эксплуатирующим грузовики разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн (категория N2), отсрочка на оборудование тахографом дается:

  • до 1-го декабря 2020-го года, если экологический класс автомобиля не определен;
  • до 1-го марта 2021-го года, если транспортное средство имеет экологический класс Евро-3 и ниже;
  • до 1-го июня 2021-го года, если экологический класс Евро-4 и выше.

По сути, это означает, что сейчас и до того срока, который указан в зависимости от вида грузовика, штрафовать за отсутствие тахографа «физических» собственников не могут.

Новые обязанности у физических лиц, эксплуатирующих грузовые автомобили массой свыше 3,5 тонн и не зарегистрированных при этом в качестве ИП, появились с 1-го ноября этого года. Когда в силу вступил закон, предписывающий им обеспечивать свои транспортные средства тахографами и следовать временным нормам управления автомобилем и отдыха от вождения.

Однако в течение месяца было непонятно, должны ли «физические» собственники вот прямо сейчас «заводить» тахографы (иначе за их отсутствие они аккурат с 1-го ноября начнут получать штрафы) или для них все-таки предусмотрят некий переходный период.

В первоначальной версии своего приказа, проект которого был представлен в июне этого года, Министерство транспорта, стоит сказать, никакой отсрочки не давало. Там было четко указано, что тахографы в грузовых автомобилях массой от 3,5 тонн, которые эксплуатируются физическими лицами, должны быть установлены ровно к 1-му ноября 2019-го года.

Правда, против таких жестких требований выступило Министерство экономического развития. В этом ведомстве все-таки подсчитали, что приобретение тахографа с блоком СКЗИ (а именно такой в соответствии с действующим в России порядком и должен стоять) не такая уж дешевая покупка и что те 30-40 тыс. рублей, от которых стартует стоимость устройства, гражданам, не зарабатывающим на перевозках (по крайней мере, в идеале так должно быть), не так уж легко в один момент собрать.

Тем более что с 2013-го года из транспорта юридических лиц и ИП тахографами СКЗИ оборудованы только 35%. При этом, по данным ГИБДД, юридическим лицам и ИП принадлежат даже меньше грузовиков от 3,5 тонн — около 2 млн., в то время как на физических лиц зарегистрировано 2,15 млн. таких транспортных средств.

В общем, это Министерство экономического развития указало на то, что для физических лиц необходимо вводить отсрочку. Министерство транспорта, в итоге, было вынуждено редактировать свой приказ, из-за чего, видимо, его принятие на месяц затянулось.

В целом же, Приказ Министерства транспорта, хотя и установил переходные периоды, распространил тахографический контроль не только на юридических лиц и ИП, но и на физических лиц, устранив тем самым существующее больше месяца противоречие.

Закон, вступивший в силу с 1-го ноября этого года, четко указывает, что «физические» собственники грузовиков должны устанавливать тахографы. При этом он ссылается, в том числе, на пресловутые Приказы Министерства транспорта №36 и №273. А в 273-м приказе до настоящего времени говорилось, что в транспорте физических лиц тахографы не требуются.

Теперь же все обстоятельства нового порядка приведены в соответствие.

Опубликованный сегодня Приказ (а мы как-то забыли уточнить, что он вносит изменения в Приказы Министерства транспорта №36 от 13.02.2013 г. и №273 от 21.08.2013 г.) говорит, что тахографы СКЗИ являются обязательными к установке в транспорте юридических лиц и ИП и в грузовых автомобилях массой свыше 3,5 тонн и автобусах, эксплуатируемых физическими лицами.

Плюс, документ, по сути, предусматривает, что карта предприятия может выдаваться не только на предприятие или ИП, но и, в принципе, владельцу транспортного средства и что на него же может быть активирован блок СКЗИ тахографа.

С 1-го ноября «физические» собственники должны также четко следовать т.н. режиму труда и отдыха. «Так называемому» потому, что он распространяется только на водителей, «работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории РФ организациям».

Для тех физических лиц, которые, управляя грузовиком, не работают при этом по трудовому договору и не зарегистрированы как ИП, такого режима нет.

Для них должны были в Правилах дорожного движения прописать временные нормы управления автомобилем и отдыха от вождения, однако измененные ПДД на момент написания этого текста все еще не утвердили.

То есть: по закону, физические лица должны находится за рулем по графику, но, поскольку такой график официально еще не утвержден, и штрафовать за его несоблюдение, естественно, не могут.

В Министерстве транспорта ранее сообщали, что соответствующие поправки в ПДД уже находятся на согласовании в Правительстве, однако, когда их согласуют, неизвестно.

Транс ру

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики