01.11.2024

Рост грузооборота повлиял на среднюю длительность рейса, а рентабельность бизнеса перевозчиков в середине осени остаётся нетипично низкой для начала «горячего сезона».

Автомобильные грузоперевозки были и остаются одним из самых востребованных видов транспорта в России. В первые восемь месяцев 2024 года грузооборот автомобильного транспорта, по данным Росстата, вырос на 7,4%, а объём перевозимых грузов за этот же период вырос более чем на 8%.

В 2023 году и в первом квартале 2024 года грузооборот, измеряемый в тоннокилометрах, рос значительно быстрее объёма перевозимых грузов. Такая ситуация сложилась из-за перестроения логистических цепочек и низкой пропускной способности железных дорог. Сегодня часть грузов, ранее отправлявшихся железнодорожным транспортом, перевозится фурами.

Из-за роста грузооборота средняя длина рейса увеличилась. Это подтверждают данные ATI.SU. С января по сентябрь включительно средняя длина маршрута в заявках, размещённых на Бирже, для грузов весом 18-25 тонн выросла с 1180,8 до 1222,7 км (+3,5%) в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Для таких же грузов с объёмом от 70 до 100 м³ разница ещё существеннее: средняя длина маршрута выросла с 1157,9 до 1208,6 км (+4,4%).

Иными словами, протяжённость рейса полностью загруженной фуры за год выросла примерно на 4%.
Это, конечно, не значит, что условная фура за месяц теперь преодолевает бо́льшее расстояние, чем раньше. В условиях дефицита кадров немногие перевозчики станут увеличивать нагрузку на водителей, чей труд и без того тяжёл. Но становится больше самих фур — об этом говорит статистика.

В 2023 году в России был установлен исторический рекорд продаж тяжёлых грузовиков (143,7 тыс. машин по данным АВТОСТАТ). В 2024 году рекорд побит не будет, но продажи всё равно остаются высокими — и, что важно, в общем количестве реализуемых грузовиков растёт доля седельных тягачей.

Это значит, что компании не просто обновляют, но и расширяют автопарки. По данным KEPT, в 2023 году в России коммерческие перевозчики и компании, использующие фуры для собственных нужд владели 679 тысячами тягачей, а по итогам 2024 года их количество вырастет до 707 тысяч (+4,1%). И хотя аналитики KEPT оценивают средний возраст тягача в 14 лет, количество новых грузовиков, судя по всему, превышает количество выходящих из строя машин. Фур становится больше.

Можно предположить, что расширение коммерческих автопарков стало одной из причин нетипично низких ставок, которые ожидаемо упали в начале этого года — но с тех пор так и не выросли, сломав привычный тренд.
Затормозить процесс расширения автопарков могут резкий рост ключевой ставки и повышение ставки утилизационного сбора. Насколько ощутимым будет это торможение, покажет статистика продаж в ближайшие месяцы.

Пока же перевозчикам приходится работать в тяжёлых условиях. Медианная выручка на одну фуру по данным KEPT сегодня составляет 632 тысячи рублей: если допустить, что сцепка ещё не вышла из лизинга, и вспомнить о зарплатах водителей, которые за последний год по разным оценкам выросли на 30-50%, становится ясно, что рентабельность бизнеса находится на низком уровне.

АТИ Медиа

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики