Сегодня 30 ноября 2022

25.12.2015

Развитие платных дорог в России идет в ногу с прогрессом: строители трасс все активнее внедряют в их работу современные технологии. Въезды на платные трассы могут быть освобождены от шлагбаумов, а информацию о заторах с помощью специальных гаджетов вскоре будут передавать на лобовые стекла автомобилей и вибродатчики в креслах машин

Платные скоростные магистрали являются одними из самых прогрессивных с точки зрения технологической начинки. В России они не проектируются без средств автоматизированного управления дорожным движением, а также систем метеорологического наблюдения и реагирования на изменения погодной обстановки. Такими средствами будет оснащена в 2018 году вся Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) — наряду с вертолетными площадками и средствами экстренной связи.

Одна из перспективных технологий — система freeflow, позволяющая отказаться от шлагбаумов при въезде на платную трассу. Сейчас на всех платных участках «Автодора» используются пункты сборы платы гибридной системы: часть терминалов принимает деньги вручную, часть пропускает водителей с помощью бесконтактной оплаты через транспондеры. Однако в обоих случаях до момента оплаты шлагбаум находится в закрытом состоянии. Современные бесконтактные системы позволяют списывать деньги с чипов транспондеров довольно быстро: проезжать пункт оплаты можно на скорости до 40 км/ч. Использование таких систем позволяет избежать и пробок, которые зачастую провоцируются шлагбаумами. Системы freeflow без шлагбаумов уже применяются в Израиле, Португалии, Чили и других странах Южной Америки.

Обсуждают введение подобных систем и в российском правительстве. В частности, чиновники рекомендовали «Автодору» вообще отказаться от ручного сбора платы за проезд — для сокращения эксплуатационных расходов. Министр по вопросам открытого правительства Михаил Абызов ранее говорил, что дальнейшая автоматизация сократит и расходы государства на строительство автотрасс. Так, независимые аудиторы посчитали, что в случае отказа от шлагбаумов на третьем участке ЦКАД можно было бы добиться экономии в 15 млрд руб.

Впрочем, в «Автодоре» обращают внимание, что для функционирования системы freeflow необходимы законодательные поправки — в частности, нужны штрафы за неоплату проезда по платным дорогам. Проект поправок в Кодекс об административных правонарушениях и другие федеральные законы сейчас проходит согласования в Госдуме (предполагаемый размер штрафа — 5 тыс. руб.).

В некоторых странах плата за пользование платными дорогами взимается постфактум. Так, в Израиле автоматические камеры фотографируют номерные знаки автомобиля в месте его въезда и выезда с платной трассы, после чего владельцу машины приходит счет по почте. В России пока о подобной схеме речь не идет, однако активно развивается бесконтактный способ оплаты с помощью транспондеров. В пиковые часы на платных трассах до 30% автомобилей используют подобные устройства. Наиболее популярны транспондеры в Подмосковье (где с их помощью осуществляется 17–18% платежей), Воронеже и Липецке (11–12% платежей). Тогда как еще год назад независимыми устройствами были оборудованы автомобили лишь 10% пользователей платных трасс в Московской области и 2–3% машин в других российских регионах. По оценке «Автодора», сейчас в обороте находится более 50 тыс. транспондеров. В компании подчеркивают, что одни и те же приборы в будущем будут работать на всех платных российских дорогах. Начальник отдела логистических операций компании DPD в России Дмитрий Воеводин считает, что это сделает платные участки гораздо привлекательнее для коммерческого транспорта: сейчас водителям грузовиков приходится иметь по нескольку устройств на борту.

В госкомпании активно внедряют и другие технологические новинки. Начальник отдела интеллектуальных транспортных систем «Автодора» Игорь Евстигнеев рассказал, что с помощью новых поколений автомобильных гаджетов водители на ЦКАД смогут получать оповещения о дорожной ситуации на стекло автомобиля, а также через вибродатчики в сиденьях. Он привел в пример гипотетическую ситуацию с аварией на одной из полос автомагистрали: данные с дорожных датчиков будут автоматически передаваться в центр управления дорожным движением, а тот будет посылать эту информацию всем транспортным средства поблизости. Впрочем, цена подобных устройств пока не определена. Однако в «Автодоре» отметили, что такие гаджеты — лишь первый этап внедрения кооперативных интеллектуальных системах на российских дорогах. На втором этапе, пояснил Игорь Евстигнеев, подобные устройства смогут вести машину на автопилоте по трассе, а на третьем автомобили будут полностью роботизированы.

Тестирование полностью беспилотных автомобилей уже включено в ближайшие планы госкомпании. В «Автодоре» рассказали, что такие мероприятия стали возможны после внедрения на платных трассах интеллектуальных транспортных систем. Уже в 2016 году в госкомпании хотят выделить для подобных экспериментов на трассах специальный испытательный полигон. «Мы приняли решение сделать опережающий шаг, так как считаем, что за беспилотными транспортными средствами — перспективное будущее. И это будущее обозримо», — считает Игорь Евстигнеев. Подобные автомобили вскоре начнут серийно выпускать многие западные производители, добавил он. Собственный беспилотный грузовик есть уже и у российского КамАЗа.

Возможно, чиновникам стоит обратить внимание и на другие перспективные наработки. К примеру, на автострадах в американской Калифорнии существуют выделенные полосы для автомобилей с большим количеством пассажиров. Такие сервисы предназначены как для семей, так и для граждан, нашедших попутчиков с помощью онлайн-сервисов (так называемый карпулинг). В некоторых муниципалитетах загруженные пассажирами автомобили фактически приравнивают к общественному транспорту, вводя для них льготы. В США водители машин с двумя-четырьмя пассажирами могут двигаться по выделенным для них полосам (обозначенных знаком с ромбом) или же платить меньше за проезд по платным магистралям, чем владельцы полупустых машин. Выделенные полосы для автомобилей с четырьмя и более пассажирами функционируют и в Израиле.

Василий Молотов

РБК+

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики