Сегодня 14 ноября 2024

29.03.2018

В редакцию «Континента Сибирь» поступает большое количество жалоб на качество автомобильного топлива в Новосибирске. Его качество ставят под сомнения не только простые автолюбители, но и сотрудники СТО, надзорные органы и общественные активисты. Речь идет не только о бензине, но и о дизельном топливе. «КС» решил разобраться, кто и как контролирует качество топлива в регионе.

 

Жалобы клиентов

 
Читатели издания из числа представителей деловых кругов региона охотно поделились с редакцией своим опытом взаимодействия с участниками рынка АЗС.

 

 

«Совсем недавно со мной произошел неприятный случай. Я заправляла свой автомобиль марки Volkswagen по акции на «Беркуте» на протяжении четырех месяцев. Перед Новым годом загорелся чек и EPC. Итог: замена свечей, замена топливного фильтра, промывка топливной системы с изъятием так называемого «топлива», замена форсунки и всех прокладок, плохое настроение перед праздником. И это при том, что я заливала 98-й бензин, — сетует в разговоре с «КС» топ-менеджер новосибирской компании сферы перевозок на условиях анонимности. — После официального обращения в компанию «Беркут» в течение двух недель мне возместили стоимость ремонта полностью».

 

 

Не менее характерные примеры приводят и другие читатели издания. «У меня тоже была история летом — я заправился на АЗС «Газпромнефть» возле бывшего дилерского центра Ford на Немировича-Данченко, после чего заглох на светофоре, загорелся индикатор check engine (необходимость проверить мотор), и мне пришлось тащить машину на СТО. Там мне слили бензин, поменяли топливный фильтр. После этого я обратился в «Газпромнефть» — специалист связался со мной через три дня и предложил сделать экспертизу топлива на заправке. В суд я не пошел», — рассказывает «КС» бывший управляющий директор дилерского центра KIA компании «Сармат» Денис Абраменко.

 

 

Еще в большей степени наслышаны о такого рода проблемах представители сферы СТО. Генеральный директор компании VIP-Service (занимается торговлей и обслуживанием автомобилей премиум- и люкс-класса в Новосибирске) Александр Сердцев регулярно сталкивается с проблемами, которые вызваны некачественным бензином. Так, за 2017 год его компании пришлось ремонтировать большое количество двигателей из-за проблем с блоками цилиндров. Среди них, к примеру, более 10 машин Porsche и два BMW. Но поскольку качество топлива остается на прежнем уровне, автовладельцы, по его словам, возвращаются в СТО с теми же проблемами.

 

 

«Пришел к нам автомобиль — ничего не работает. Посмотрели поршень, он перегорел. Слава богу, других повреждений не было. Мы заказали запасные части, доставили, провели ремонт, и человек уехал. Через 6000 км он снова приезжает со скандалом и словами: «Вы плохо все сделали, вы ничего не умеете». Соответственно, мы пригласили эксперта, начали при нем все разбирать, посмотрели, что проблема та же — второй цилиндр прогорел, — рассказывает Александр Сердцев. — Мы провели отбор топлива, сдали в три разные лаборатории в Новосибирске, Томске. И оттуда пришли результаты: несоответствие топлива по октановому числу, плотность ниже на 12–15%». Такая ситуация характерна для новосибирских автовладельцев. По словам собеседника «КС», за последний год в СТО был наплыв клиентов по вопросам, связанным с двигателями.

 
Кто следит за качеством?

 
За качеством топлива в Новосибирской области, как и во вснм Сибирском федеральном округе следит Сибирское межрегиональное территориальное управление Росстандарта.

 

 

«До позапрошлого года эти вопросы контролировались сибирским межрегиональным территориальным управлением Ростехнодзора. Сейчас это передано в Росстандарт. Но это условный контроль, не такой жесткий, как хотелось бы», — рассказывает общественный активист, координатор общественной организации «Родительский комитет» Владимир Кириллов.

 

 

Степень контроля за качеством ГСМ устанавливается законодательно, и Росстандарт не может превышать свои полномочия. Это касается и периодичности проверок, и критериев оценки топлива.

 

 

«Техническим регламентом «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» установлены требования к автомобильному бензину, в том числе такие показатели, как массовая доля серы, объемная доля бензола, массовая доля кислорода, объемная доля углеводорода, октановое число по двум методам контроля, давление насыщенных паров, концентрация железа, концентрация марганца, концентрация свинца, мономитиламилин и оксигенаты. Другие показатели мы не можем проверять: только то, что у нас заложено в техническом регламенте», — подчеркивает руководитель сибирского межрегионального технического управления (СМТУ) Росстандарта Людмила Гаталай. Также существуют не запрещенные законом присадки, которые повышают октановое число, но увеличивают расход топлива.

 

Собеседница «КС» не исключает, что их используют, но контрольный орган не может с этим бороться, так как законом это не запрещено.
Кроме того, сотрудники Росстандарта не могут проводить регулярные проверки и контролировать качество бензина. Здесь владельцев АЗС защищает 294–ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

 

 

«Периодичность плановых проверок в отношении одного хозяйствующего субъекта, согласно требованиям Федерального закона № 294–ФЗ, — не чаще одного раза в три года. Кроме того, третий год действуют надзорные каникулы в отношении субъектов малого предпринимательства с целью исключения излишнего давления на малый бизнес, к которому, как правило, относится большинство независимых АЗС», — обращает внимание руководитель СМТУ Росстандарта.

 

 

Проверять такие АЗС можно только после жалоб потребителей. Но с 2017 года был введен новый порядок их рассмотрения, теперь Росстандарт не может реагировать на анонимные заявления.

 

 

«В случае поступления в СМТУ Росстандарта обращений физических и юридических лиц, содержащих информацию о низком качестве топлива, могут проводиться внеплановые проверки. Однако и здесь не все так просто. Действия надзорного органа связаны положениями того же Федерального закона № 294. Начиная с 1 января 2017 года организация и проведение внеплановой выездной проверки территориальным органом Росстандарта возможны только после согласования такой проверки с органами прокуратуры.

 

Так, в 2017 году в органы прокуратуры в субъектах Сибирского федерального округа было направлено на согласование более 200 заявлений. При этом в половине случаев СМТУ Росстандарта был получен отказ в согласовании. Можно сделать вывод о том, что определенное количество граждан осталось недовольно действиями надзорного органа, несмотря на то, что в случае невозможности проведения внеплановой проверки нашим управлением дается исчерпывающий ответ всем заявителям», — рассказывает Людмила Гаталай.

 

 

В Новосибирской области до рассмотрения дошло только девять жалоб, потому что остальные были неправильно оформлены. Из девяти проверенных АЗС на четырех выявлены нарушения, кроме прочих нарушений, везде превышено содержание серы в бензине. По данным Росстандарта, это АЗС «Сибгаз» на проспекте Энергетиков, «Меридиан» в Карасуке, «Логистик» на Ядринцевской и «Надежда» на улице Кропоткина.

 
Жалоба должна содержать информацию о человеке, который ее подает. Если обращение подано в электронном виде, то оно обязательно должно быть отправлено через специальную систему, которая подтверждает личность отправителя. По словам Людмилы Гаталай, на сайте новосибирского Росстандарта этой системы нет. По закону, если представители надзорных органов сомневаются в достоверности представленных данных, то они должны принять меры для проверки личности заявителя. Если в жалобе указан контактный телефон, то они обязательно звонят для проверки.

 

 

Помимо ужесточений в правилах подачи жалоб, изменилась и ответственность за нарушения в сфере топлива. До 2018 года ответственность для недобросовестных владельцев АЗС была минимальной, за нарушение налагался штраф от 100 до 300 тысяч рублей. 29 января 2018 года в силу вступила новая статья КоАП РФ ст. 14.43.1, предусматривающая ответственность за нарушения изготовителем или продавцом в сфере оборота топлива. Новая статья вводит оборотные штрафы за нарушения прав потребителя: 1% от всей годовой выручки за предыдущий год, но не менее 500 000 рублей.

 

 

Также Людмила Гаталай ссылается на изменения, внесенные в кодекс РФ об административных правонарушениях (в части ужесточения административного наказания за реализацию топлива автомобильного, не соответствующего требованиям технического регламента по физико-химическим показателям). «Так, частью 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ предусмотрен административный штраф, размер которого составляет 1% от выручки, полученной от реализации автомобильного топлива на проверяемой АЗС за год, предшествующий году проведения проверки, но не менее 500 тысяч рублей. Например, если размер выручки за год составил 80 миллионов рублей, то размер штрафа составит 800 тысяч рублей. Пример вынесенного СМТУ Росстандарта оборотного штрафа уже имеется», — пояснила Людмила Гаталай, отказавшись пояснять, кому конкретно выписан такой штраф. — В статье 14.43.1 имеется еще и третья часть, согласно которой в случае выявления повторного нарушения требований ТР ТС предусмотрен штраф, размере которого составляет 3% от годовой выручки, но не менее 2 миллионов рублей. Отдельно прописана ответственность за нарушение правил информирования потребителей о продукции. В этом случае штраф составит от 100 до 300 тысяч рублей».

 

 

Схемы

 
Главный вопрос: откуда в АЗС берется некачественное топливо. В СФО есть крупные нефтеперабатывающие заводы, которые регулярно проверяет Росстандарт: Ачинский НПЗ в Красноярском крае, Омский НПЗ компании «Газпром нефть» и Ангарский НПЗ. Качество выпускаемого там бензина подтверждает руководитель СМТУ Росстандарта по СФО Людмила Галатай. Проверки там проходят каждый месяц. «Кроме того, структурными подразделениями СМТУ Росстандарта ежемесячно проводится мониторинг предприятий, осуществляющих изготовление топлива. При этом случаев нарушений требований технического регламента на нефтеперерабатывающих заводах до настоящего времени не установлено», — отмечает собеседница «КС».

 

 

В то же время существуют заводы, которые по документам производят топливо, не предназначенное для автомобилей, например, газовый бензин или судовое топливо. Это Яйский НПЗ в Кемеровском крае и Коченевский НПЗ в Новосибирской области. Продукция этих заводов не попадает под технический регламент Росстандарта, но выпускается на абсолютно легальных основаниях.

 

 

«У нас очень большое количество НПЗ по всей России и в Сибири, в том числе и те, кто производит вместо дизельного топлива судовое, маловязкое котельное топливо. Через фирмы-однодневки такую продукцию можно реализовать на АЗС как дизельное топливо. Это прибыльный бизнес, потому что производство, как правило, осуществляется без уплаты акцизов, так же как и различные суррогаты, которые затем оказываются 92-м бензином», — рассказывает Владимир Кириллов.

 

 

Одна из схем — это смешивание качественного топлива с топливом, не предназначенным для автомобилей. По мнению Александра Сердцева, такого рода махинации происходят на некоторых нефтехранилищах. «Я разговаривал с человеком из топливной сферы, и он мне пояснил, что весь бензин, который выходит с заводов, как правило, нормальный, близкий к стандарту. Там есть небольшие погрешности, но в пределах нормы. Но как только он разгружается на нефтебазе, то там уже может возникать суррогат».

 

 

Общественный активист, который занимается темой топлива, ответственный секретарь «Авто-мото ассоциации» (АВАМТ) Алексей Носов отмечает, что в Новосибирской области существует более 120 нефтебаз, на которых происходит такое смешивание. «Соответственно, откуда туда приходит топливо, одному богу известно», — рассказывает Александр Носов. Он считает, что крупные сети, у которых свои НПЗ и нефтехранилища, не занимаются подобными махинациями. «Есть сети различных мелких жуликов, которые пытаются такими аферами зарабатывать. АЗС в курсе, какое топливо они покупают, потому что эти нефтебазы принадлежат этим АЗС. В Новосибирской области нет таких нефтебаз, которые действуют независимо. Все нефтебазы так или иначе принадлежат владельцам АЗС», — подчеркивает Алексей Носов.
Отсутствие махинаций с топливом на крупных нефтехранилищах подтверждает и руководитель Росстандарта. «Мы ежемесячно мониторим качество продукции на нефтебазах. При проверке на крупных нефтебазах крайне редко происходит выявление несоответствия топлива стандартам», — поясняют в Росстандарте.

 

 

Махинации с топливом на мелких нефтехранилищах подтверждает и сотрудник одной из новосибирских нефтебаз, который пожелал остаться неизвестным.

 

 

В то же время Людмила Гаталай не исключает возможности работы над топливом на крупных нефтебазах. «Даже если предприятие нефтепродуктообеспечения станет применять какие-то разрешенные присадки, оно в состоянии делать это, не позволяя нормируемым техническим регламентом показателям выйти за рамки установленного допуска», — отмечает Людмила Галатай. Таким образом, крупные игроки проходят проверки.

 

 

Алексей Носов уверен, что все владельцы АЗС знают, какое топливо они закупают, но они могут легко скрыть от потребителей тот факт, что топливо на заправке некачественное. Документ, который подтверждает качества топлива, — это сертификат, он висит на заправке на видном месте, его выдает поставщик топлива заправщику. Но автозаправщик может вывешивать не все сертификаты.

 

 

«Предположим, висит на какой-либо АЗС сертификат соответствия качества партии, но ему уже полгода. Мы понимаем, что у нас бензин с Омского или Ачинского НПЗ, но по факту выясняется, что бензин продается с других НПЗ, и продукция соответствующего качества. Когда-то была закуплена партия топлива, получен сертификат, и под этим сертификатом реализовывается контрафакт», — рассказывает Владимир Кириллов.

 

 

В таких ситуациях топливо покупается у известной и проверенной нефтебазы, например, Омского НПЗ. Бензин заливается в резервуар на АЗС, на кассе вешается сертификат. После этого закупается некачественное топливо с другой нефтебазы, которое просто смешивается в цистерне с качественным бензином. Таким образом, сертификат свидетельствует о том, что бензин с завода «Газпром нефть» в Омске, а по факту в цистерне находится некачественный суррогат.

 
По словам Людмилы Гаталай, небольшие АЗС, которые не входят в крупные сети, чаще всего продают некачественное топливо. Но поймать их на нарушении, как говорилось выше, достаточно сложно, потому что о любой внеплановой проверке владельцы АЗС будут знать заранее.

 

 

В настоящее время Росстандарт взял пробы топлива по внеплановым проверкам на восьми заправочных станциях Новосибирской области. Будут ли выписаны первые оборотные штрафы для АЗС НСО, станет известно в конце апреля.

Континент Сибирь

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики