Сегодня 11 октября 2024

01.08.2016

Половина аварий c пострадавшими в России происходит из-за неудовлетворительных дорожных условий — плохих покрытия, разметки, знаков, светофоров и освещения. Такие данные привели в Генпрокуратуре, а первый заместитель главы ведомства Александр Буксман в связи с этим призвал «побуждать органы власти к своевременному обслуживанию и ремонту автомобильных дорог». Правозащитники указывают, что, несмотря на выводы надзорного ведомства, пострадавшим в происшествиях доказать вину дорожников и компенсировать ущерб в суде по-прежнему крайне затруднительно.

Ситуация с аварийностью обсуждалась на заседании коллегии по итогам работы Генпрокуратуры за шесть месяцев 2016 года. «Прошедшее полугодие отмечено чередой печальных событий на дорогах, которые произошли по вине пьяных водителей, неисправного общественного транспорта, а также связаны с неудовлетворительным состоянием автотрасс страны,— заявил первый заместитель главы ведомства Александр Буксман.— Ежедневно в стране происходит свыше 400 дорожных происшествий с пострадавшими, совершению половины из которых сопутствовало неудовлетворительное состояние дорожного полотна»

Как пояснили “Ъ” в ГИБДД, при аварии с пострадавшими инспектор оформляет карточку учета ДТП, в которой указывает все факторы, которые могли спровоцировать происшествие. Среди наиболее частых — дефекты покрытия, неудовлетворительное состояние обочин, отсутствие разметки, плохая видимость или неисправность светофора, знака, недостаточная освещенность, а также деревья на обочине, мешающая обзору наружная реклама и др.

По данным Госавтоинспекции, за шесть месяцев в России произошло 72,8 тыс. ДТП с пострадавшими, из них с отмеченными неудовлетворительными дорожными условиями (НДУ) — 34,3 тыс., то есть чуть меньше половины. На фоне общего снижения уровня аварийности в стране (–9,2% за полгода) число аварий с НДУ увеличивается (+8,7%), причем стабильный рост наблюдается с осени 2015 года. 83% таких аварий происходит в городах и населенных пунктах, в крупных городах и на федеральных трассах ситуация лучше, чем по стране в целом. Так, в Москве доля аварий с НДУ — около 25% (чуть более 1 тыс. за полгода).

По мнению господина Буксмана, для решения этой проблемы важно «побуждать органы власти к своевременному обслуживанию и ремонту автомобильных дорог». «Необходимо пресекать злоупотребления должностных лиц при размещении государственных и муниципальных заказов на их строительство и ремонт, оплату фактически невыполненных работ»,— заявил он.

Утверждение о том, что половина аварий в РФ происходит из-за плохих дорог, не соответствует реальному положению дел, считает бывший замминистра транспорта, президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скворцов. Отметка в карточке ДТП о яме на дороге и плохо различимом знаке не означает, что именно это стало причиной происшествия, говорит он. «Человек, может быть, ехал пьяным и врезался в другую машину, при этом на дороге была плохая разметка, но причина ДТП не в этом,— пояснил “Ъ” господин Скворцов.— Реальную вину дорожника могут установить только экспертиза и суд, если туда обратился пострадавший водитель. Таких решений — единицы».

Президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин говорит, что доказать вину дорожников в суде можно, но успех зависит от «настойчивости водителя». В ПДД записано, что автомобилист должен выбирать скорость, оценивая дорожные условия. Пользуясь этой нормой, ГИБДД часто признает водителя виновным в аварии, которая произошла из-за ям на дороге. «Пострадавший может потребовать от ГИБДД внести в документы запись о том, что на дороге была яма или нечитаемая разметка,— говорит господин Травин.— Можно потребовать проведения технической экспертизы. Если повезет — дорожников привлекут к ответственности, после чего уже надо идти в суд за компенсацией ущерба, поскольку факт нарушения будет доказан».

Олег Скворцов отметил, что государство официально допускает: часть федеральных дорог может нормативам и не соответствовать — это заложено в федеральной программе по развитию транспортной системы до 2020 года. В регионах, отмечает он, ситуация гораздо хуже: нормативам не соответствуют 60–80% дорог. «Как после этого говорить о качестве дорожного покрытия? — резюмирует он. — В США есть норма: если авария произошла из-за неудовлетворительных дорожных условий, то вина с дорожника снимается, если у него не было достаточного финансирования на обслуживание участка».

Коммерсантъ 31 июля 2016 года

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики