Сегодня 27 декабря 2024

11.10.2017

Автомобильный грузоперевозчик Globaltruck объявил о планах выхода на IPO. На вырученные средства компания намерена увеличить парк на треть и не исключает покупку более мелких игроков. Эксперты отмечают активизацию грузопотоков между центром и восточными регионами России, где у Globaltruck сосредоточен бизнес, а участники рынка ожидают роста перевозок — в первую очередь за счет сегмента электронной торговли.

Globaltruck, один из крупнейших игроков на российском рынке автомобильных грузовых FTL-перевозок (Full Truck Load, доставка с полной загрузкой траков), вчера объявил о намерении провести IPO на Московской бирже. Компания выставит на IPO часть доли основного акционера — GT Globaltruck Limited, не менее двух третей общего объема составят акции допэмиссии. Объем размещения не назван, организаторы — БКС и Citigroup.

Средства, привлеченные от IPO, пойдут на закупку парка и, при возможности, на M&A (см. интервью с совладельцем компании Александром Елисеевым). Так, в 2018 году Globaltruck планирует приобрести 350–450 тягачей и полуприцепов.
По данным MegaResearch, Globaltruck — второй грузовой FTL-перевозчик в России и лидер на Урале и Сибири по размеру парка в 2016 году. Парк — 1,1 тыс. тягачей и 1,2 тыс. полуприцепов Выручка Globaltruck в 2016 году — 6,2 млрд руб., прибыль — 507,6 млн руб. EBITDA —1,4 млрд руб. Сооснователь, гендиректор и контролирующий акционер — Александр Елисеев (владеет 70% компании, его основной актив — 6,3% акций железнодорожного оператора Globaltrans). В числе клиентов — крупные ритейловые компании и производители потребительских товаров (Metro, IKEA, «Спортмастер», Unilever, Procter & Gamble), промышленные холдинги (MMK, СИБУР и УГМК), сектор электронной коммерции.

Согласно промежуточному исследованию Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли (МОЭС), проведенному НИУ ВШЭ и компанией Infomost Consulting (есть у “Ъ”), в среднесрочной перспективе ожидается рост объемов магистральных автоперевозок на 3,5% в год. Как отмечается в исследовании, из-за снижения грузопотока из ЕС в РФ сегодня основной рост рынка приходится на перевозки между Россией и Китаем, а по внутренним направлениям — между центром страны и южными, восточными регионами и границей с Казахстаном. Также указывается на рост грузопотока из Сибири в Центральный и Приволжский ФО. Самым развитым сегментом рынка эксперты назвали FTL-перевозки для ритейла и сектора FMCG (товары повседневного спроса). Эксперты полагают, что дополнительный толчок развитию коммерческих грузовых автоперевозок даст интернет-торговля.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров соглашается, что сейчас «хорошее время» для выхода на IPO для компаний сектора автомобильных грузоперевозок. «Долгое время рынок был непрозрачным, предпосылки для консолидации существовали, но были очень слабыми,— говорит он.— Введение системы “Платон”, ужесточение контроля весовых норм, массовый уход ряда мелких игроков и появление первых онлайн-сервисов по управлению грузовыми автоперевозками привели к росту тарифов, снижению порожнего пробега у крупных автоперевозчиков и, главное, вызвали большой интерес инвестсообщества». Он добавляет, что санкции против РФ не препятствуют интересу иностранных инвесторов к российскому транспортному рынку. В то же время, по его словам, у крупных компаний есть риски, связанные с ускоренным развитием онлайн-сервисов, так называемых «грузовых уберов», которые могут позволить мелким игрокам отвоевать часть крупных клиентов, например, торговых сетей.

Представитель ГК «Деловые Линии» (лидер сектора грузовых автоперевозок) Семен Селиванов отмечает, что с ростом регулирования отрасль становится все более управляемой и «взрослой», бизнес-процессы стандартизируются, появляется больше предсказуемости, что вполне может заинтересовать инвесторов. «В то же время на рынке сегодня переизбыток игроков — более 4 тыс., а реалии таковы, что не все смогут адаптироваться к новым правилам хозяйствования»,— считает господин Селиванов. Одной из точек роста, по мнению аналитиков «Деловых Линий», может стать сегмент e-commerce (в последнее время он демонстрирует рост на 20–30%) и доставка грузов до 50 кг через малоформатные подразделения в «шаговой» доступности от жилой застройки.

Коммерсантъ

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики