Александр Бородко, руководитель Федерального агентства геодезии и картографии России:
– Спрос на оборудование для автомобильной навигации, включая средства диспетчеризации транспорта, в 2006 году значительно увеличился. Объем продаж вырос на 40% по отношению к 2005 году. Минимальный спрос на навигационную аппаратуру на рынке, по неофициальным экспертным данным, оценивается в 500 – 600 тыс. единиц оборудования ежегодно при общей потребности 20 млн единиц различной модификации.
По данным различных источников, навигационными системами на базе ГЛОНАСС/GPS оснащено около 100 тыс. единиц автомобильного транспорта.
Навигационные системы на базе спутниковой аппаратуры ГЛОНАСС/GPS внедрены на 355 воздушных судах, 1770 морских и речных судах. Оснащено 4500 единиц подвижного состава железнодорожного транспорта.
Однако, если сравнивать достигнутое с масштабами транспортного комплекса России, а это около 30 млн автомобилей, сотни тысяч единиц железнодорожного подвижного состава и другой транспорт, навигационное обеспечение в стране находится практически на нулевом уровне.
Минимальное количество владельцев автомашин имеют мобильные навигаторы, еще меньше так называемых энтузиастов навигации имеют приемники и навигаторы для использования в личных целях.
Для решения этой проблемы Роскартография совместно с Роскосмосом и при поддержке ОАО «РЖД» и ОАО «Спутниковая система «Гонец» приступила к разработке инвестиционного проекта «Создание и использование комплексной системы получения, обработки и предоставления потребителям базовых пространственных данных (БПД) на основе отечественных материалов дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) из космоса».
Проект разрабатывается на условиях государственно-частного партнерства за счет привлекаемых источников. Все космические компоненты проекта включены в Федеральную космическую программу России на 2006 – 2015 годы.
Основу современного навигационного обеспечения составляют спутниковые средства определения координат и навигационные карты.
Организующая основа процесса навигационного обеспечения в России – ФЦП «ГЛОНАСС», которая реализуется уже около 10 лет под руководством Роскосмоса – координатора программы. Сейчас действует программа на период 2002 – 2011 годы.
Одним из результатов реализации проекта станет то, что уже в этом году должна быть создана цифровая карта России, чтобы использовать ее в тех устройствах ГЛОНАСС, которые будут открыто продаваться на рынке.
Следующий этап – создание более точных карт и планов городов в масштабе до километра, так называемых километровок, частично и карт более крупного масштаба, до 250 м, для того чтобы насытить рынок нужными обычному потребителю товарами.
Надо отметить, что одной из причин неразвитости в России гражданской навигации является отсутствие конкурентного отечественного гражданского приборного оснащения ГЛОНАСС, хотя в последнее время такая аппаратура уже появилась. Но если этот вопрос не решится в ближайшее время, нам придется использовать импортную технику.
Другое дело, что сами навигационные данные уже есть и к концу года в массовой продаже появится навигационная аппаратура, использующая ГЛОНАСС.
Отмечу одно значительное отличие, которое будет иметь подобная техника в сравнении с аналогами, использующими систему GPS.
Мы будем давать, в отличие от зарубежных навигационных систем, полные треки, то есть аппаратура, работающая с ГЛОНАСС, позволит пользователю определять не только координаты, но и окружающую инфраструктуру.
Это означает, что если при использовании GPS пользователь видит лишь свой маршрут, то ГЛОНАСС дает информацию, например, о тех же сервисных центрах, заправочных станциях, пунктах отдыха.
При этом, что очень важно, наша система абсолютно не уступает зарубежным аналогам по точности позиционирования. Этого удалось достичь за счет конструктивной позиции военных, которые сняли свои ограничения по точности определения координат. Если бы этого не было сделано, то система ГЛОНАСС потеряла бы всякий смысл. Во-первых, потому что никто из частных компаний, работающих в данной сфере, не захотел бы связываться с рассекречиванием данных, а во-вторых, потому что заведомо неточные навигационные системы никому не нужны.
В то же время остаются трудности в работе по созданию точных карт крупных железнодорожных узлов масштаба 1:25000. Здесь основная проблема носит ведомственный характер, поскольку до сих пор не удалось состыковать деятельность ОАО «РЖД» и Роскартографии.
Безусловно, РЖД используют и будут использовать наши данные, но нет договоренности о том, как будут распределяться функции на этапе выпуска готового продукта. Если данная проблема не будет решена, то работа по обновлению карт крупных железнодорожных узлов может просто остановиться.
Для решения этой проблемы нужно не так уж и много: Роскартография должна получить от ОАО «РЖД» точную информацию о том, какие именно картографические материалы нужны железнодорожникам. Если прийти к согласию по данному вопросу, то легко можно было бы сделать так, чтобы уже в ближайшее время появились обновленные карты железнодорожных узлов, магистралей и других объектов железнодорожной инфраструктуры.