Независимые нефтетрейдеры в Красноярском крае сообщили о дефиците топлива на своих АЗС. Они утверждают, что это связано с прекращением поставок топлива в регион компанией «Газпром нефть», которая обеспечивала в регионе до 30% рынка мелкооптовых поставок. В результате с проблемой повышенного спроса столкнулся Ачинский НПЗ «Роснефти», у которого выстроилась многокилометровая очередь из бензовозов. В «Газпром нефти» не подтверждают информацию о снижении поставок. Независимые АЗС уверены, что сокращение поставок топлива — результат политики нефтяных компаний по вытеснению их с топливного рынка. Эксперты считают, что опасения независимых нефтетрейдеров небезосновательны, учитывая фактическое госрегулирование отрасли.
На ряде автозаправочных станций в Красноярске прекращен отпуск некоторых видов топлива из-за его отсутствия, рассказал “Ъ” президент Союза владельцев АЗС Красноярского края Евгений Решетников. Он отмечает, что ситуация с перебоями топлива на АЗС наблюдается всю последнюю неделю: «Сегодня политика компании «Газпром нефть» — обеспечение собственных заправочных станций и прекращение отпуска опта другим участникам рынка. Сейчас только «Роснефть» поставляет свой продукт на региональный рынок». Эту информацию подтверждает и гендиректор АО «Красноярскнефтепродукт» Андрей Чернов: «Компания по-прежнему заявляет о готовности продажи топлива, но по факту ресурсы не дает, что еще больше создает напряжение, так как затрудняет возможность планирования поставок. Из-за позиции «Газпром нефти» покупатели начали обращаться в «Роснефть», которая в полном объеме выполняет свои обязательства. Сейчас «Красноярскнефтепродукт» не испытывает проблем с обеспеченностью топливом. В дальнейшем все будет зависеть от наличия ресурсов у нефтяных компаний». По данным “Ъ”, ООО «Газпромнефть — региональные продажи» обеспечивает до 30% рынка мелкооптовых поставок в регионе.
В «Газпромнефть — региональные продажи» “Ъ” сообщили, что компания обеспечивает равный доступ к ресурсу для всех участников рынка: «Предприятие не сокращало объем поставок в Красноярский край».
В регионе работают около 700 АЗС. Основные игроки — «РН-Красноярскнефтепродукт» (дочка «Роснефти», 14 АЗС), «Газпромнефть — региональные продажи» (46 АЗС), «Красноярскнефтепродукт» (подконтрольно правительству края, 180 АЗС, 14 нефтебаз), «Камтрек-К» (сеть «25 часов», 46 АЗС), «Магнат РД» (28 АЗС), «Фортуна плюс» (10 АЗС). На эти компании приходится около 60% от общего объема розничной реализации топлива в Красноярском крае.
По информации Евгения Решетникова, возле Ачинского НПЗ «Роснефти» скопилась очередь из бензовозов, обслуживающих независимые АЗС. «Она растянулась на несколько километров и насчитывает порой до 300 машин. По двое суток водители ночуют в бензовозах, чтобы залить топливо. Самая проблемная позиция — дизельное топливо, отпуск по которому существенно сокращен»,— рассказал Евгений Решетников.
На Ачинском НПЗ подтверждают наличие очередей. Повышенный спрос на зимнее дизтопливо на предприятии объясняют наступившими холодами и тем, что независимые участники рынка не создали его запасов заранее. «Ачинский НПЗ осуществляет выработку зимнего дизельного топлива в полном соответствии с производственной программой на ноябрь. Ачинский НПЗ вырабатывает этот вид топлива в достаточном количестве в соответствии с динамикой спроса. Согласно нормативам все участники рынка должны создавать необходимый запас зимнего дизельного топлива к 1 ноября, когда осуществляется переход на зимние виды топлива. Однако некоторые недобросовестные участники пытаются играть на ценовой конъюнктуре, преследуя свои экономические интересы и ставя под удар конечного потребителя»,— сообщила “Ъ” пресс-секретарь Ачинского НПЗ Ирина Солодухина. Заместитель директора «РН-Красноярскнефтепродукт» Игорь Калмыков уточнил “Ъ”, что на заправках «Роснефти» в регионе, а также у клиентов компании перебоев с поставками топлива нет.
В УФАС Красноярского края сообщили “Ъ”, что не располагают данными о сокращении поставок топлива независимым АЗС, хотя ежедневно отслеживают розничные цены на топливо. Несмотря на дефицит топлива на АЗС, топливного коллапса для потребителей не случится, уверен Евгений Решетников: «В регионе успешно действуют сети ВИНКов, которые обеспечены топливом. Для экономики независимых АЗС эти проблемы, конечно, наносят серьезный урон». Очевидно, что произойдет перераспределение потребителей, говорит он.
Нам НПЗ заявку по дизелю не удовлетворил. Все это ускоряет отток клиентов, убытки получаем каждый месяц. Лью слезы, глядя на показатели октября»,— рассказал “Ъ” владелец одной из независимых сетей АЗС.
По его словам, отток клиентов компания почувствовала летом этого года, когда на фоне роста оптовых цен была вынуждена поднять розничную стоимость бензина на 5% по сравнению с ценами АЗС ВИНКов. Это сигналы монополизации рынка, уверена владелица сети АЗС «Техас» Людмила Коротченко. «Объявлено о снижении оптовых цен, но топлива нет. Оно просто не отпускается ни «Газпром нефтью», ни «Роснефтью». Мы выбираем свои запасы, а что будет дальше, непонятно. «Роснефть» продает на своих АЗС дизель за 45 руб., а на бирже он стоит 55 руб., так что на бирже покупать топливо тоже не вариант. Поднимать цены — значит терять клиентов. Сегодня мы работаем в убыток и справляем свои похороны. Скоро на рынке останутся только «Роснефть», «Газпром нефть» и «Лукойл»»,— говорит она.
«ВИНКи не обязаны поставлять топливо кому-либо, они руководствуются исключительно своими интересами, что оправдано с позиции корпоративной политики. Другое дело, что многие независимые АЗС обеспечивали топливом удаленные малонаселенные районы, которые не представляют интереса для крупных компаний»,— говорит ведущий аналитик «Открытие брокер» Андрей Кочетков. На развитых рынках функцию распределения топлива между АЗС играет биржевая площадка, где независимые сети АЗС могут закупать топливо с поставкой, отмечает он: «Однако если данная сфера становится регулируемой, то о бирже придется забыть и вспомнить о системе распределения».
Если государство установило цены на опт и розницу, то для чего тогда нужна биржа. Все это ведет к вытеснению с рынка независимой розницы»,— полагает президент ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь ГСМ» Юлия Золотовская.
«Сложившаяся ситуация способствует выдавливанию с рынка независимых АЗС. Это объективно так,— подтверждает аналитик АО «Финам» Алексей Калачев.— Причем это может и не входить в планы нефтяных холдингов. Там, где они конкурируют, происходит переток клиентов на сетевые заправки, обеспеченные топливом и способные удерживать цены».