Во вторник, 7-го июня, Государственная Дума одобрила в первом чтении законопроект, который разрешает досрочный выкуп из лизинга без штрафа, пени или других финансовых санкций. Такое положение должно поддержать рынок лизинга в целом — и лизинговые компании, и лизингополучателей, среди которых как раз таки много транспортных компаний.
В соответствии с законопроектом досрочный выкуп имущества из лизинга без каких-либо штрафных санкций возможен только в период с 1-го марта по 31-е декабря 2022-го года при условии увеличения лизинговых платежей. Причем это применяется только к договорам, заключенным до 1-го марта текущего года.
Чтобы досрочно выкупить имущество из лизинга, лизингополучатель должен направить соответствующее требование к лизингодателю, а тот, в свою очередь, должен не позднее 10 рабочих дней рассмотреть требование и сообщить выкупную цену. Если в течение этого срока ответ так и не был отправлен, начисление лизинговых платежей и их уплата должны быть приостановлены до получения уведомления о выкупной цене.
Лизингополучатель со своей стороны тоже ограничен сроками: он должен перечислить указанную лизингодателем выкупную цену в течение пяти рабочих дней с момента получения уведомления о цене. Если за этот срок оплата не поступила, договор лизинга и, как следствие, начисление лизинговых платежей и их уплата возобновляются.
Передать же выкупленное имущество в собственность лизингодатель также обязан в течение пяти рабочих дней с даты перечисления выкупной цены.
Как подчеркивается в пояснительной записке, законопроект подготовлен для стабилизации лизинговой отрасли, «пострадавшей в связи с резким повышением ключевой ставки Банка России, что повлекло увеличение привязанных к ней лизинговых платежей».
Однако одновременно это может поддержать и клиентов лизинговых компаний, среди которых много транспортных компаний, осуществляющих грузовые и пассажирские перевозки. Их автопарк, как правило, в значительной степени состоит из взятых в лизинг транспортных средств. Сейчас, помимо роста платежей, они испытывают и другие проблемы: повышение стоимости запасных частей и вообще их дефицит на рынке, резкий спад предложения автомобилей из-за ухода из России крупных зарубежных автоконцернов и пр.
Автомобильным же грузоперевозчикам приходится еще искать новые логистические маршруты, после того как им закрыли въезд на территорию Евросоюза. Частично они вернулись на внутренний рынок, в результате чего здесь значительно уменьшились ставки на их услуги.
Отметим, что второе чтение законопроекта должно состояться после 13-го июня. Таким образом, вполне вероятно, что до конца месяца законопроект будет полностью одобрен и вступит в силу.