Одна из самых интересных и новых для нашей страны статей закона посвящена нормам строительства и эксплуатации платных дорог. Парламентарии определили ряд основных положений, касающихся перечня тех, кто будет освобожден от уплаты проезда по таким дорогам, уточнили нормы их строительства и эксплуатации.
Камнем преткновения, как всегда, остается цена. На данный момент точные расценки еще не озвучены, так как нет самих дорог. Но, предполагается, что, например, для трассы Москва — Санкт-Петербург они будут составлять минимум 60 копеек за один километр для легковых и до 1,5 рубля для грузовых автомобилей. Стоит отметить, что в данном случае на весь путь в салоне легкового автомобиля необходимо будет потратить около четырехсот рублей. Однако тот факт, что закончить строительство планируется к 2010 году, а инфляция все это время дремать не собирается и вполне может привести к значительному увеличению окончательной цены. Тем более что сроки окупаемости увеличивать уже дальше некуда — для этой трассы они составляют 30-40 лет. К тому же в свое время в правительстве обсуждались совсем другие цифры — 3-5 рублей за километр.
Действительно, привлечение частных инвесторов в основном возможно в случае введения последних тарифов, когда стоимость километра меньше рубля, инвестиции частников становятся практически невыгодными.
Для Московской области, в частности ЦКАД, которую строят в 70 километрах от столицы и планируют закончить к 2012 году, расценки немного другие. Планируется, что стоимость одного километра будет держаться в пределах 1-3 рублей.
Эти цены в среднем выше не только Западной Европы, но и наших ближайших соседей, например Республики Беларусь. В последней платная трасса от государственной границы оборудована двумя пропускными пунктами, стоимость проезда через которые составляет 14 российских рублей.
В Хорватии платные автострады составляют 3,3 процента от общего числа всех дорог, а стоимость одного километра — 0,06 евро или около 2 рублей.
Самые дорогие европейские дороги во Франции. Так, например, участок от Реймса до Шамони обойдется в 47 евро при длине в 623 км. Справедливости ради стоит отметить, что это самый протяженный платный участок во Франции, а также то, что это все равно дешевле планируемой стоимости дороги из Москвы в Санкт-Петербург, если цена 4-5 рублей за километр останется неизменной.
В некоторых странах Европы проезд для легковых автомобилей вообще бесплатный, например в Германии. У немцев за все отдуваются грузовики, оплачивая проезд по тарифу 0,15 евро за километр. В Италии все автомобили поделены на несколько классов по типу (легковой, грузовой, грузовой с прицепом) и по высоте — больше или меньше 1,3 метра. Дороги также делятся на равнинные и горные. Обычный легковой автомобиль за проезд по равнине заплатит 0,05 евро за километр, а по горам — 0,06 евро.
В нашем случае бесплатно будут пускать по таким трассам только ограниченный контингент. Это автомобили «скорой помощи», пожарных, МЧС, милиции, других тревожных служб, а также маршрутный транспорт.
У нас пока платные дорогие не собираются покрывать страну частой сеткой. В ближайшем Подмосковье до 2015 года должно появиться несколько платных участков. Первый — в обход города Одинцова, второй — до окрестностей Солнечногорска. Платными будут и участки ЦКАД. Уже объявлен конкурс на строительство первого участка платной дороги «Москва — Санкт-Петербург», который должен пройти по Московской области через Шереметьево. А уже в будущем году будет решаться вопрос о строительстве платной дороги на базе трассы М4 «Дон».
В законе четко прописано, что платная дорога должна строиться только в том случае, если есть альтернативный бесплатный путь. Но есть и другие проблемы. Так, например, неясен механизм передачи земель под дорожное строительство и их перечень. Нечетко прописаны обязанности по поддержанию в надлежащем состоянии параллельных бесплатных дорог. Сейчас только 37 процентов федеральных и 24 процента региональных дорог находятся в удовлетворительном состоянии.
«Левада-центр» не так давно провел социологический опрос, согласно которому регулярно пользоваться платными дорогами готовы только 11 процентов опрошенных. Практически 20 процентов вообще не будут выезжать на платные автострады, а еще 37 процентов будут ими пользоваться «в исключительных случаях».
«Российская Бизнес-газета» №626 от 23 октября 2007 г.