В июле губернатор Новосибирской области предложил Минтрансу РФ облегчить участь перевозчиков, которым в прошлом году крайне осложнили выдачу спецразрешений на перевозку тяжеловесных и крупнограбаритных грузов. Однако замминистра транспорта РФ Олег Белозеров ответил, что дополнительные препоны были установлены целенаправленно и отмене не подлежат.
Приказа Минтранса РФ № 258 от 24.07.2012 утвердил порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. Вступление в силу этого Приказа вызвало лавину проблем в оформлении спецразрешений. Во-первых, документ, который выдается сроком до трех месяцев, сейчас оформляется не более, чем на 10 поездок, тогда как иногда 10 перевозок могут быть израсходованы за один рабочий день. В то же время оформление разрешения занимает несколько дней, иногда несколько недель, а в некоторых случаях при недобросовестной работе уполномоченных представителей – до нескольких месяцев. Во-вторых, приказ требует оформления спецразрешения на один конкретный маршрут. До января 2012 года в одно разрешение можно было вписать, предварительно получив согласования, большое количество необходимых маршрутов. Новое положение многократно увеличивает затраты грузоперевозчиков и грузовладельцев — требует оплаты многочисленных госпошлин, внушительных затрат на бумагу, расходные материалы, многократного увеличения временных затрат и трудозатрат. В-третьих, в разрешении указывается один конкретный груз (с указанием наименования и модификации. Соблюдение данного требования на практике нереально. Детально спланировать перевозки (с точным сроком, наименованием и модификацией груза на три месяца) невозможно. До 2012 г. перевозчик мог оформить разрешение на определенные габариты, указав в наименовании груза: спецтехника, сельхозтехника, ЖБИ, вагончик, гараж, оборудование и т.д.: важно, чтобы были согласованы и соблюдены габаритные и весовые параметры автопоезда. Новыми, нежизнеспособными требованиями пользуются представители ГИБДД и весового контроля: такая ситуация типична. Вместо бюджета перевозчики обогащают личный состав контролирующих органов.
Губернатор Новосибирской области Василий Юрченко после неоднократных обращений грузоперевозчиков решил частично разрешить бюрократическую проблему. Он обратился в Минтранс РФ, предложив часть полномочий по оформлению спецразрешений передать региональным органам. Губернатор поставил вопрос о включении в Приказ нормы, наделяющей уполномоченные органы госвласти субъектов РФ самостоятельно определять количество поездок, количество маршрутов движения в тех случаях, когда маршрут транспортного средства проходит по автодорогам регионального или межмуниципального местного значения либо увеличить количество поездок и маршрутов движения, указываемых в спецразрешении.
Недавно Правительство НСО получило ответ, подписанный замминистра транспорта РФ Олегом Белозеровым. В письме говорилось, что нормы Приказа, регламентирующие обозначение поездок и маршрутов в спецразрешениях пересмотрены не будут. По словам Белозерова, эти требования были введены в 2012 году специально, с целью усиления контроля над грузоперевозчиками, которые злоупотребляли возможностью многочисленных перемещений с тяжеловесными грузами. Возможно, исключение будет сделано для случаев, когда грузоперевозчику необходимо совершать многократные поездки в рамках определенного маршрута для перевозки массового груза. Во всех остальных случаях замминистра посоветовал перевозчикам решать проблему, подавая сразу несколько заявлений с указанием различных вариантов для оформления спецразрешений.
«Выполнение этой рекомендации не решит проблему: увеличение числа заявлений влечет увеличение госпошлины и «бумажной» работы, — говорит президент НП «Объединение Перевозчиков Сибири» Вячеслав Трунаев. — К большому сожалению перевозчиков Минтранс РФ в очередной раз продемонстрировал свое нежелание вникнуть в суть проблемы, которая лихорадит отрасль. Вместо этого нам предлагают еще более нежизнеспособный способ оформления разрешений, чем был до этого. Способ, порождающий волокиту чиновничьего аппарата, коррупцию и взяточничество на дорогах общего пользования».