16.11.2015

После проведенной акции протеста против введения платы за проезд по федеральным трассам, президент ассоциации-организатора Вячеслав Трунаев, был оштрафован на 20 тысяч рублей за то, что не санкционировал забастовки с местными властями. Получилось ли у перевозчиков достучаться до регулятора, и на какие уступки пошло правительство транспортным компаниям, обсудили на следующий день в рамках пресс-конференции представители «РТ-Инвест Транспортные Системы», федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» и сибирская ассоциация автомобильных перевозчиков.

О ТРЕБОВАНИЯХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ И ЖЕЛАНИЯХ ПРАВИТЕЛЬСТВА

О том, что с транспортных средств, чья максимальная масса превышает 12 тонн, будет взиматься плата за проезд по федеральным трассам, стало известно еще в 2011 году. В 2013 году было подписано постановление правительство РФ от 14.06.2013 №504 (ред. от 03.11.2015) «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн». Но запуск системы был перенесен 15 ноября 2015 года. По утверждениям самих перевозчиков, система «Платон» не готова к реализации и требует существенных доработок. По словам президента Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП) Вячеслава Трунаева, для безболезненного введения системы, необходимо, чтобы она прошла тестовый режим как минимум в течение 6 месяцев. Кроме этого, по мнению руководителей транспортных компаний, должно произойти снижение тарифа, предусмотренного за проезд 1 км федеральной трассы. Введена постоплата перевозки, все заинтересованные в трекерах (устройство для дистанционного отслеживания местоположения – «КС») обеспечены коими, а штрафы за нарушение федерального закона не должны превышать 50 тысяч рублей. Со всеми этими требованиями перевозчики обращались в Минтранс безрезультативно, что послужило основанием для организации акций протеста, волной прокатившихся по России.

«Цели, поставленные перед участниками акции протеста, были достигнуты, ─ рассказал об итогах забастовки Вячеслав Трунаев. ─ Скорректированы те скоропалительные решения, которые были приняты правительством по постановлению №504 – введены понижающие коэффициенты. Но мы по-прежнему не согласны с таким решением. Наши конструктивные предложения были направлены на изменение самого размера введения платы, и в этом плане мы солидарны с Минэкономразвития, которое утверждает, что достаточно 64 копеек для выполнения задач по содержанию и ремонту существующих дорог».

Первый заместитель начальника федерального управления автомобильных дорог «Сибирь» Анатолий Костылевский в рамках прошедшей пресс-конференции напомнил, что изначально планировалась ставка на уровне 3,73 рубля. Затем тариф был пересмотрен и принят в размере 1,53 рубля, действием до 29 февраля 2016 года. В дальнейшем, в период с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года тариф будет увеличен до 3,06 рубля за км «Все собранные средства, а их должно быть порядка 40 млрд рублей, в 100%-м объеме последуют в дорожный фонд на содержание, капитальный ремонт и строительство дорог, ─ добавил Анатолий Костылевский. ─ Кроме того, сейчас рассматривается возможность внесения изменений, касающихся использования собранных средств, чтобы они оставались в регионе и были задействованы в строительстве крупных сооружений дорожной инфраструктуры». По словам представителя ФУАД, такой подход позволит реализовать возведение объектов, которое региональным властям зачастую не посильно. В пример были приведены такие объекты как строительство юго-западного транзита, четвертый мост через реку Обь, которые с участием ГЧП могут быть реализованы благодаря собранным деньгам.

«ВВЕДЕНИЕ ЗАКОНА НЕОТВРАТИМО»

Организация сбора денежных средств с перевозчиков была поручена ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» посредством госзаказа. Как рассказал руководитель областного подразделения федерального оператора системы взимания платежей Денис Крылов, на сегодня в СФО полностью закончена передача системы взимания платежей представителям Федерального дорожного агентства, и все было принято без замечаний. Все 23 офиса и центра по информационной поддержке пользователей во всех крупных городах на многосторонних автомобильных пограничных переходах работают с сегодняшнего дня с 8 утра до 8 вечера. «Сибирь переходит на круглосуточную работу, потому что поток пользователей наконец стал достаточно существенным – в СФО зарегистрировано 6 тысяч владельцев и 12 тысяч транспортных средств, а по всей стране 40 тысяч и 365 соответственно, ─ констатировал итоги работы «РТ-Инвест Транспортные Системы» Денис Крылов. ─ Стало понятно, что введение закона неотвратимо, и никто его отменять не будет, соответственно с воскресенья он вступает в действие. Система взимания платежей построена, функционирует с 11 ноября, мы стали выдавать бортовые устройства. Системы мобильного контроля вчера разъехались из Новосибирска по всем нашим региональным офисам, поэтому с 15 ноября в Сибири начинается контроль за проезжающими автомобилями. Контроль будет построен на базе мобильных систем Largus, оснащенных видеокамерой и радаром, который считывает государственный номерной знак и отправляет данные в центр обработки данных. Системы стационарного контроля будут строиться в Сибири в рамках третьего этапа модернизации и реально в нашем регионе на федеральных дорогах будет построено порядка 70 рамок к 2017 году. В следующем году будем проводить изыскания и согласовывать со всеми заинтересованными лицами их точное месторасположение. До тех пор контроль будет вестись только при помощи мобильных устройств».

Рассказывая о работе компании, Денис Крылов отметил, что перевозчику предоставляется два способа оплаты на выбор. По одному из них создается маршрутная карта, где прописаны начальная и конечная точки маршрута, система просчитывает километраж, и умножая на тариф списывает деньги с лицевого счета раз в сутки в час ночи. В другом случае, деньги опять же кладутся на лицевой счет, и при проезде через системы контроля на транспортном средстве прессуется трек, деньги же списываются в автоматическом режиме.

Вот такой системой оплаты и оказались недовольны транспортные компании. Дело в том, что в любом случае руководителям предприятий придется пополнять лицевые счета своих компаний заранее, потому что и в том, и в другом случае списание произойдет только при наличии денег. «Получается своего рода предоплата, ─ досадует Вячеслав Трунаев. ─ А все перевозчики работают с оплатой постфактум, и этим успешно пользуются наши контрагенты. Поэтому, на мой взгляд, введение такого способа оплаты – преждевременное решение. Потому что банки не кредитуют, оборотных средств у перевозчиков нет, а введение дополнительной платы губительно для отрасли в нынешних условиях. Мы предлагали ввести акциз в стоимость топливо, но государство опасается, и не без оснований надо полагать, что деньги, поступающие в топливные компании, могут раствориться. Но и в систему «Платон» возможно внести постоплату, чтобы перевозчик смог рассчитаться за пройденный маршрут, когда сам получит за него деньги».

КУДА КРИВАЯ ВЫВЕЗЕТ?

В случае, если перевозчик не будет оплачивать проезд по федеральным трассам, к нему будут применяться штрафные санкции. Правительство приняло неоднозначное, по мнению транспортников, решение о том, что плата за проезд вводится по всей стране, но с момента запуска системы штраф будет взиматься только на территории Московской области. На других территориях ─ с 1 мая 2016 года. В Московской области полностью заработала система контроля на остальной территории чуть позже.

«1 июня было решение правительства о том, чтобы понизить размер неналоговых платежей, — резюмировал введение системы штрафных санкций президент СААП. – Все- таки наше предложение по штрафам было следующим: необходимо ввести тестовый режим на безвозмездной основе, для того чтобы система была прежде всего технически исполнена. Ведь на сегодняшний день трекеры активно выдаются, но далеко не все компании получили, и вряд ли получат до 15 ноября. Мы считаем, что если отменены штрафы по всей территории России кроме Московской области, то в таком случае тестовый режим можно было определить до 1 мая. Государство ставит нормального добросовестного перевозчика в ранг подспудного нарушителя, который пытается обмануть существующее положение. То есть, чтобы совершить поездку из Иркутска в Москву перевозчик будет вынужден заранее ввести органы надзора в заблуждение, что он попал, допустим не из Читы, а из Нижнего Новгорода и проехал по федеральной трассе не несколько тысяч км, а 300 км. Поэтому, на мой взгляд, необходимо было вводить тестовый режим на одинаковых условиях на всей территории РФ».

С введением необходимости оплачивать проезд по федеральным трассам, многие стали задумываться, а не пересядут ли перевозчики с большегрузных транспортных средств, за которые им теперь придется платить, на малогабаритные? Но как рассказал Вячеслав Трунаев, это как минимум не экологично и к тому же может создать большие неудобства для жителей города. По его словам, стандартный автопоезд или фура может заменить 11 газелей, и если все они выстроятся в ряд на городских улицах, то создадут далеко не благоприятную обстановку. Президент ассоциации привел в пример Швецию, в которой для грузоперевозок пользуются транспортом массой 76 тонн и с габаритами в 40 метров. При этом, никаких проблем с деформацией дорожного полотна заграницей не возникает.
«Мы не согласны с Росавтодором по поводу самой идеи о взимании платы за причиненный ущерб. Поскольку считаем, что обычные транспортные средства, которые не превышают весовых параметров, никакого ущерба дорогам не причиняют, если дорожное покрытие рассчитано на эти нагрузки, ─ завел речь о качестве дорог Вячеслав Трунаев. ─ Для примера могу привести целый ряд наших магистралей в Новосибирске, по которым вообще не ходят грузовые транспортные средства, но при этом мы видим очень глубокие колеи. Поэтому в очередной раз возникает вопрос, может стоит направить претензии не к нам, а к подрядчикам, которые не совсем качественно выполняют ремонт и строительство существующих ремонт?».

«НОВОВВЕДЕНИЕ ЛЯЖЕТ НА КОНЕЧНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ»

На такие заявления заместителем начальника ФУАД могли быть произнесены ожидаемые аргументы в пользу того, какой жесточайший контроль сейчас ведется при строительстве и приеме построенных дорог, когда случаи участия недобросовестных подрядчиков на торгах практически исключены. А также затронута тема заграничного опыта проезда по федеральным трассам, в частности Германии, Словакии и Венгрии, где действует подобная система взимания платы.

По словам Анатолия Костылевского, тяжеловесный транспорт наносит значительный ущерб всем автодорогам, по которым он передвигается. Так, проезд одной машины 20 тонн равен 5 тысячам проезда легкового транспорта. Поэтому борьба с нарушителями ведется постоянно и постоянно усиливается контроль. «Из дорожного фонда выделяются деньги на строительство рамок, том числе весогабаритных, рассказал Анатолий Костылевский. ─ Сейчас идет выпуск и наладка рамки, которая устанавливается на северном обходе Новосибирска. В том месте будет фиксироваться нарушение по параметрам транспортных средств в автоматическом режиме. Установка в России подобных устройств будет продолжаться. Также стоит вопрос, решение которого остается за экономистами, о том, чтобы совмещать данные рамки с системой 12+. Действительно, машина, которая едет с перегрузом наносит ущерб приравниваемый к 20-40 тысячам проездам легкого транспорта. В основном такие переезды производят перевозчики инертных материалов, леса, и зачастую это «черные» транспортные компании, которые не платят налоги. Система 12+, в первую очередь, ударит по ним, потому что грузоперевозки для таких «серых» перевозчиков были очень прибыльными».

Тем не менее, как заметил ранее Денис Крылов, закон неизбежно вступает в силу, и транспортные компании уже предполагают, что все расходы по оплате за проезд будут заложены в стоимость грузоперевозок. По заверениям Вячеслава Трунаева, данное нововведение целиком ляжет на конечных потребителей товаров, себестоимость которых будет увеличена от 5 -10%.

«Есть разные оценки по поводу удорожания всего и вся после введения этой системы, — привел свою точку зрения по поводу повышения цен Денис Крылов. ─ Нужно учитывать, что по данным ассоциации компаний розничной торговли «Акорт», стоимость логистики торговым сетям обходится примерно в 7%. И если повышение за счет тарифа и составит до 10 % от себестоимости расходов перевозок, то составляющая в стоимости товаров не может составить больше 0,7%. И еще нужно понимать, что в России 73% грузов, перевозимый автотранспортом – навалочный груз, поэтому повышение цен будет в большей степени касаться стройки. И лишь 8% автомобильных перевозок составляют потребительские товары. Другая точка зрения повышения цены, но то, что оно будет, сомневаться не приходится».

Но по другим расчетам, посредством автомобильного грузового транспорта сейчас производится более 70% продуктов питания и народного потребления в РФ. И никаким другим видом транспорта нельзя заменить автомобильный, поскольку до конечного потребителя в любом случае нужно осуществлять доставку по автодорогам.

Сейчас в СФО 1500 магистральных автопоездов, каждый из которых проходит в среднем 10 тысяч км в месяц по дорогам федерального значения. И по словам Вячеслав Трунаева, перевозчики из СФО будут стараться налаживать конструктивный разговор с властью, чтобы добиться более серьезных результатов.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Дмитрий Минор, коммерческий директор ООО «Сибирский экспедитор»:

─ Сегодня каждый день приходит новая информация, на мой взгляд, правительство как-то осмысливает произошедшее. И мы, перевозчики, по результатам брифинга с озвучиванием официальных позиций ФУАД и «РТ-Инвест», будем думать. Мы по-прежнему надеемся, что здравый смысл восторжествует. Все наши требования и предложения, озвученные в адрес правительства – абсолютно осмысленные и логичные.
Мы сегодня на пресс-конференции услышали, как ссылаются на опыт европейских стран, например той же Германии. Но если брать эту страну, то там система вводилась в течение 5 лет. Во время тестового периода на первоначальном этапе был выявлен ряд недоработок, которые впоследствии устранялись. В итоге, сейчас там все работает цивилизованно. А нам еще в мае месяце на пресс-конференции, проходившей в Экспоцентре, представители «РТ-Инвест», Росавтодора и Газпромбанка заявили, что уже закуплено 2 млн трекеров. 22 октября на круглом столе в Минтрансе была озвучена уже другая цифра по количеству трекеров – 193 тысячи из 1 млн 700 тысяч положенных для предоставления перевозчикам. Нестыковка получается.

Но проблема еще и в другом. После получения устройств, мы должны их установить на машины, которые находятся по всей территории России – от Владивостока и до Москвы. А нашей компании трекеры поступили только вчера, притом, что, по идее, мы должны начать платить с 15 ноября. И как я их буду ставить? Потом, нам предлагают пользоваться услугами маршрутной карты. У нас этими предложениями уже набита оскомина, потому что мы неоднократно говорили – это невозможно. Люди, создающие систему не понимают действие обычной работы транспортного предприятия, которая сопряжена со множеством нюансов. Нам необходимо сутками сидеть в офисе, контролировать каждый метр передвижения нашего транспортного средства иначе, шаг влево, шаг вправо и это штраф. В первый раз – 450 тысяч рублей, а во второй – уже миллион. Откуда эти цифры?

Клубок недоработок и непонимания реальной ситуации приводит к таким непродуманным решениям. Складывается впечатление, что были вложены деньги, которые теперь каким-то образом нужно вернуть в казну. Но при этом, никто не хочет поговорить с транспортным сообществом, реальными перевозчиками, которые работают с техникой. А мы каждый раз говорим о том, что не против платить, мы хотим, чтобы это было цивилизованно и никто не пострадал от лишних штрафов. Но нас никто не слышит. Сейчас действительно возникла угроза существования нашего бизнеса.

Все расходы компании по нововведениям будут закладываться в тариф, и наши контрагенты и грузовладельцы уже с этим согласились. Но опять же, сегодняшняя система требует авансовых платежей, а у нас постоплата – отсрочка платежа составляет от 30 до 90 дней. То есть на сегодняшний день, мы должны каким-то образом найти деньги для пополнения лицевого счета, для того, чтобы система автоматически их списывала. Для нашей организации эта сумма может оказаться в пределах 60 тысяч рублей в день. Сейчас, когда тариф снижен до февраля, цифра немного уменьшится – до 45 тысяч рублей в день. Сложности могут возникнуть с тем, что в пятницу, с учетом субботы и воскресенья, нужно закладывать в предполагаемые расходы сразу всю сумму за 3 дня. Я очень сильно сомневаюсь, что нашей организации это будет просто сделать, что и говорить о мелких предприятиях. Для кого-то это окажется просто нереальным. Можно сказать, что над транспортными компаниями сейчас навис дамоклов меч, и это не преувеличение. Поэтому многие перевозчики, естественно воспользуются случаем, и не будут платить за проезд, если система штрафов пока не вступила в силу.

Мария Лисица

«Континент-Сибирь», 13 ноября 2015 года

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики