09.12.2016

Современная телематика снижает риск человеческого фактора и приобретает все новые функции. Благодаря ей грузовые парки работают как отлаженный часовой механизм, который в будущем станет полностью автоматизированным. В сентябре с помощью часов Scania решила продемонстрировать возможности своей грузовой телематики: в течение суток 14 тягачей с полуприцепами ездили по кругу, изображая стрелки гигантского циферблата. Причем самая сложная задача была у водителей, синхронно отмеряющих секунды, — внешняя машина двигалась со скоростью 53 км/ч, а ближайшая к центру — 13 км/ч. Диспетчерский центр следил за всем автопарком в режиме реального времени. И это не единственный пример того, как многотонные грузовики контролируют при помощи мобильных гаджетов.

Грузовик на планшете

Мировой лидер по количеству коммерческого транспорта, подключенного к различным системам управления автопарком, — США (5,8 млн единиц). А к 2020 году аналитики Berg Insight прогнозируют рост числа подключенных автомобилей до 12,7 млн. Данные по европейскому рынку скромнее: 5,3 млн машин в конце 2015 года и рост до 10,6 млн в течение пяти лет. Европейский лидер TomTom, у которого количество подписчиков превысило полмиллиона, активно поглощает региональных производителей систем управления корпоративными парками и развивает различные партнерские программы. Производители сообща работают над новыми решениями, которые, в свою очередь, интегрируют участников рынка в Глобальную сеть.

Так, TomTom совместно с компанией Shell начали разработку полноценного решения по регулированию расхода топлива. Кроме того, голландская компания предоставляет навигацию для планшета фирменной телематики концерна Daimler.

Daimler, один из пионеров на рынке телематики, с конца 2011-го стандартно оснащает своей системой FleetBoard грузовик Actros для европейского рынка. Основа системы — бортовой компьютер TiiReс: он подключен к CAN-шине грузовика и получает данные с блоков управления двигателем, коробкой передач, приводом, объединенных в сеть. Данные передаются по защищенному протоколу в европейский дата-центр Daimler AG в Штутгарте и хранятся на сервере 12 месяцев. Автомобиль постоянно находится на связи.

Система контролирует время нахождения дальнобойщика за рулем и регистрирует манеру его вождения: отслеживает, с какой скоростью он едет, как часто прибегает к экстренному торможению, движется ли накатом, простаивает ли с включенным двигателем. На базе отчета о режиме управления автомобилем производится расчет стоимости страховки.

Кроме того, функция FleetBoard Service позволяет перевозчику и сервисным центрам следить за состоянием автопарка и на основании нагрузки планировать графики обслуживания. В случае поломки или аварии сервис Uptime позволяет передать данные диагностики специалисту аварийной службы. Таким образом, FleetBoard повышает степень эксплуатационной готовности автотранспорта, экономит топливо на 15% и позволяет увеличить межсервисный интервал до 150 тыс. км.

В свою очередь, водитель с помощью планшета узнает о ситуации на дорогах и расписании маршрутов, через мессенджер может общаться с диспетчерским центом. Диспетчер следит за статусом погрузки, перемещением автомобиля через наглядный интерфейс. При этом система сама анализирует большой объем данных.

«FleetBoard — это аналитическая надстройка над базовыми данными о пробеге и местоположении грузовика. На основании этих данных она выявляет аспекты управления грузовым автомобилем, влияющие на расход топлива и степень износа основных узлов. Этого зачастую не хватает другим поставщикам телематики», — говорит менеджер направления «Цифровые решения в продажах» концерна Daimler Артем Бахрах.

Магазин приложений

Функционал телематической системы Daimler постоянно расширяется. Например, FleetBoard Fleet.аpp для смартфона позволяет перевозчику получить доступ вне офиса к информации со своих автомобилей. При помощи DispoPilot.app можно интегрироваться в систему субподрядчиков, грузовики которых не оснащены компьютером TiiReс. В следующем году немецкий производитель планирует запустить магазин, в котором будет 14 прототипов новых приложений. Открытая платформа позволяет привлекать к разработке сервисов новых партнеров.

Так, совместно с немецким производителем шин и компонентов Continental концерн Daimler разрабатывает приложение Conti-PressureCheck, которое в режиме реального времени контролирует давление и температуру всех шин на грузовом автомобиле. Еще один партнер — производитель прицепов Schmitz Cargobull из Германии. Совместная программа TrailerConnect Drivers.app позволит выводить на планшет характеристики прицепов — температуру в рефрижераторе, состояние шин и тормозных колодок. Daimler подчеркивает, что пользоваться магазином приложений смогут и производители других марок, а не только Mercedes-Benz.

Над новыми сервисами работает и Scania. Совместно с маркетинговым агентством Geometry Global производитель грузовиков создал приложение Angel Call, благодаря которому родные и близкие смогут следить за безопасностью дальнобойщика в пути.

Нечестные водители

По данным аналитического центра Omnicomm, до 2012 года российский рынок телематики рос, в следующие два года стагнировал на уровне 400 тыс. новых подключений в год, а с 2014 года наметилась отрицательная динамика, которая продолжилась и в 2015-м на фоне кризиса на рынке коммерческого транспорта. В настоящий момент количество подключенных автомобилей в России достигло отметки 1,8 млн. Российская телематика в 99% случаев следит за расходом топлива и местоположением транспорта. Еще одна важная проблема — сохранность груза в пути.

«В нашей стране главный драйвер роста интереса к таким системам — нечестный водитель, который то топливо сольет, то норовит подзаработать, используя транспорт в личных целях», — полагает заместитель генерального директора российского разработчика телематических систем Omnicomm Станислав Емельянов.

Затраты на оснащение парка системами управления и сроки его окупаемости напрямую зависят от необходимых перевозчику параметров. «Если говорить о простом отслеживании, то здесь понятно, что одна машина с дорогостоящим грузом, кражу которой удалось предотвратить, может несколько раз окупить стоимость проекта», — считает менеджер по работе с ключевыми клиентами логистической интернет-платформы «Транспореон» Анатолий Зверев.

Перспектива есть и у сложных комплексных систем управления парком. Сергей Вислов, менеджер по развитию бизнеса компании Meta System, специализирующейся на страховой телематике, считает, что топливные датчики перестали быть серьезной проблемой для мошенников.

В кризис найдут применение и системы, отслеживающие манеру езды водителя и помогающие ему увеличивать ресурс работы грузовика. Как считает директор по закупкам транспортных услуг компании FM Logistic Максим Бочков, отрасль становится более агрессивной и направленной на максимальное снижение логистических издержек.

В качестве еще одного фактора, влияющего на изменение структуры российского рынка телематики, стало обязательное оснащение российского транспорта системой экстренного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС. Такие устройства уже содержат в себе весь функционал для мониторинга транспорта.

«Мы ожидаем, что в 2017 году до 30% продаваемого коммерческого транспорта будет иметь полноценные телематические устройства уже с конвейера. Это повлияет на участников рынка телематики: им придется сместиться в сторону обслуживания, специализированного программного обеспечения и нишевых решений», — прогнозирует Владимир Макаренко, директор по развитию компании Fort Telecom, производящей устройства для ЭРА-ГЛОНАСС.

РБК

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики