Сегодня 26 января 2022

20.10.2016

Запрет на въезд в центр Москвы для грузовиков экологического класса ниже Евро-3 вступит в действие 1 сентября 2017 года. С этого момента неэкологичные большегрузы не смогут въезжать в пределы Третьего транспортного кольца.

Закрыть центр Москвы для неэкологичных грузовиков власти собирались еще в 2015-м, однако сначала перенесли ограничения на 1 сентября 2016 года, а потом отложили запрет еще на год. Сейчас аналогичный запрет действует в отношении машин ниже второго экологического класса, а с сентября следующего года для грузовиков Евро-2 будет установлен полный запрет на въезд в Москву в пределах МКАД. В России эмбарго на производство и ввоз машин с двигателями ниже стандарта Евро-3 было введено 1 января 2008 года, но запретов и ограничений на эксплуатацию таких грузовиков до сих пор не было.

Борьба за воздух

Официальной причиной запрета власти называют заботу об экологической обстановке. И с таким доводом эксперты не спорят. Как пояснил руководитель проектов «ФинЭкспертиза» Игорь Шестаков, на автотранспорт приходится 90% вредных выбросов в столице, поэтому проблема выхлопов старых грузовиков по-прежнему остается актуальной.

Экологический запрет не только позволит снизить транзит грузового транспорта через Москву, но и поможет становлению более цивилизованного рынка перевозок, поскольку с рынка уйдут мелкие игроки со старым автопарком, часто работающие нелегально, предполагает генеральный директор лизинговой компании «ТрансФин-М» Дмитрий Зотов. «Возможна тенденция к укрупнению и консолидации рынка в результате ухода перевозчиков — физических лиц», — отметил эксперт.

Уход частных и мелких перевозчиков объясняется необходимостью больших вложений в обновление парка. Можно попытаться переоборудовать машину и получить сертификат о повышении экологического класса, но такие работы также потребуют немалых затрат, кроме того, не всегда их можно реализовать. У крупных перевозчиков, напротив, проблем с обновлением парка быть не должно, считает эксперт компании FM Logistic Анастасия Топорина, поскольку они давно перешли на современную технику, эксплуатация которой оказывается более выгодной. Кроме того, говорит специалист, экспедиторы, работающие в спальных кварталах Москвы, сами стараются соблюдать экологические нормы. «Многие компании уже рассматривают дополнительное инвестирование в малотоннажный грузовой транспорт Евро-5», — отмечает Топорина.

За пределами МКАД ситуация отличается в худшую сторону, и запрет может ограничить деятельность в Москве иногородних перевозчиков. По данным агентства «Автостат», более 80% эксплуатирующихся в России грузовиков закуплены до 2000 года и в лучшем случае соответствуют стандарту Евро-2. Специалисты агентства подсчитали, что в России ограничения коснутся почти 500 тыс. грузовиков.

Помимо старых отечественных машин запрет затронет почти все грузовики европейского производства как с бензиновыми двигателями выпуска до 2000 года, так и с дизельными, изготовленными ранее 2001 года. Коммерческий директор группы компаний «Автоспеццентр» Сергей Ворновский уточнил, что под запрет подпадут популярные в нашей стране грузовики MAN с двигателями D2066 и D2676, а также все модели «ЗИЛ» с двигателями Д-260 и Д-245. В самой Москве подобных грузовиков осталось немного. По данным «Автоспеццентра», в столице эксплуатируется не более 100 тыс. таких машин, что составляет около 3% всего московского автопарка.

Последствия в пересчете на рубли

Эксперты полагают, что монополизация отрасли приведет к некоторому повышению цен на рынке. Так, Дмитрий Зотов считает, что сокращение объема пригодного для эксплуатации в столице парка приведет к росту себестоимости перевозки и, как следствие, к росту стоимости товаров для конечного потребителя. Именно это, предполагает эксперт, и послужило причиной нынешнего переноса даты введения запрета. «Принятие запрета сейчас усугубило бы ситуацию в сегменте розничной торговли, перевозок и смежных с ними сегментах, например в сегменте торговой недвижимости», — отмечает эксперт.

Начальник отдела логистических операций компании DPD в России Дмитрий Воеводин считает, что время для ввода запрета изначально было выбрано неудачно, поскольку власти собирались сделать это в разгар кризиса. «Затянувшийся кризис заставляет провайдеров откладывать решение о замене парка на неопределенное время. Падение доходности и повышение расходной части на поддержание возрастных автомобилей еще больше отодвигают дату обновления», — отмечает эксперт. Более разумным Дмитрий Воеводин считает постепенный отказ от выдачи пропусков для автомобилей с классом экологичности ниже Евро-3 либо повышение налогов на такие машины.

Переход на более экологичный транспорт мог бы пройти более гладко при непосредственной поддержке со стороны государства. «В Европе были продуманные и взвешенные этапы перехода от одного класса экологичности к другому, и все подкреплялось льготами и поддержкой со стороны государства для постоянного обновления грузового автопарка. Это была продуманная стратегия, а не результат работы какого-то одного постановления», — говорит представитель FM Logistic.

Экологические ограничения давно используются в европейской практике, однако чаще всего они касаются производства и продаж автомобилей. Аналогичные запреты на движение машин определенных экологических классов — скорее исключение. Так, в Париже запрещен въезд в город на грузовых автомобилях стандарта ниже Евро-3, а с нынешнего лета введен полный запрет на движение по городу в дневное время любых машин старше 1997 года. В Германии в отдельных зонах действует запрет на грузовики в праздничные и выходные дни. Кроме того, аналогичные запреты есть в других странах Евросоюза, где проезд фур запрещается в определенное время суток и время года.

Аналогичные запреты власти Москвы могут в перспективе ввести и для личного транспорта. «Власти города сейчас предпринимают целенаправленные меры для уменьшения количества машин в центре и переориентации населения на общественный транспорт. В будущем вполне можно ожидать и экологических ограничений», — говорит Дмитрий Зотов. Впрочем, количество неэкологичных легковых автомобилей в отличие от грузовиков в столице крайне невелико.

Правила игры

Об ограничении въезда водителей проинформируют дорожные знаки, а за соблюдением режима будут следить камеры. Функции контроля возложат на столичный Центр организации дорожного движения, который автоматически будет проверять соответствие машины экологическому классу и выписывать штраф, как это уже происходит с грузовиками, которым запрещен въезд в центр города. Проверку без труда могут производить и сотрудники ДПС, отмечает Дмитрий Зотов: «Старый автотранспорт несложно визуально выделить из потока, а проверка ПТС даст точную информацию о классе двигателя».

Кроме того, владельцам неэкологичных машин просто не выдадут пропуск на проезд внутрь столичных колец. «При подготовке пакета документов на получение годовых пропусков обязательным будет контроль со стороны Минтранса за отметкой в ПТС о классе экологичности машины», — уверяет директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Максим Бочков. Размер штрафа для нарушителей составит 5 тыс. руб

РБК+

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики