Автоперевозчики негабаритных и тяжеловесных грузов лишились возможности выходить в рейс из-за изменения системы выдачи спецразрешений. Раньше их получали в бумажном виде, но с 4 октября процедуру перевели в онлайн, где сразу возникли сложности. В Минтрансе, признавая возможность появления проблем с онлайн-системой, утверждают, что еще больше года можно будет пользоваться старой бумажной схемой. Но перевозчики в один голос говорят, что бумажные разрешения получить невозможно. На фоне негативного опыта внедрения электронных разрешений, на которые возлагались большие надежды по упрощению работы перевозчиков, эксперты теперь опасаются грядущего появления электронных накладных.
Как стало известно “Ъ”, после изменения порядка получения специальных разрешений на движение тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств у автоперевозчиков возникли трудности. В конце сентября вышел приказ Минтранса, согласно которому с 4 октября спецразрешения стало возможно получить онлайн через личный кабинет перевозчика. Однако, как сообщают участники рынка, сайт работает с перебоями: рейсы не согласовываются, потому что туда не внесены нужные маршруты. В бумажном виде, по словам перевозчиков, местные регуляторы разрешения выдавать перестали.
«Проблема подтверждена несколькими перевозчиками нашей платформы, осуществляющими транспортировку негабаритных грузов,— подтверждает основатель и гендиректор логистической платформы Cargotogo Владимир Павловский.— Начались сложности 4 октября, сразу после того, как получение разрешений на движение тяжеловесных и крупногабаритных автомобилей было переведено в электронный формат».
Многих маршрутов в системе нет, поясняет топ-менеджер, поэтому транспортные компании вынуждены прокладывать путь через другие дороги.
«Это приводит к увеличению времени перевозки и дополнительному пробегу, перевозчики несут убытки,— отмечает господин Павловский.— А в начале октября сайт просто периодически выдавал ошибку при авторизации и регистрации». «После вступления инициативы в силу мы наблюдаем увеличение сроков выдачи разрешений примерно на одну-две недели»,— добавляют в ГК Asstra. О сложностях у перевозчиков негабаритных грузов в Красноярском крае на прошлой неделе сообщал краевой телеканал ТВК.
При этом получить бумажное разрешение сейчас невозможно, все операции проходят только в электронном формате, говорят в ГК Asstra. Владимир Павловский также говорит, что, по данным платформы, получить бумаги нельзя и «региональные органы управления дорог и транспорта это подтверждают». «Перевозчики нашей платформы обращались к региональным органам по управлению дорогами и транспортом, где им сообщили, что никакой ответственности и отношения к работе системы они не имеют,— добавляет он.— Оператор сервиса, в свою очередь, ответил, что они работают над ошибками и в ближайшее время «Личный кабинет перевозчика» будет функционировать корректно». Оператор сервиса — подведомственное Росавтодору ФКУ «Росдормониторинг», разработчик на сайте не указан.
В Минтрансе “Ъ” заверили, что система выдачи спецразрешений работает корректно, «возможные проблемы связаны с тем, что балансодержатели на местах не занесли информацию о подведомственных автодорогах и весогабаритных ограничениях на них».
Там утверждают, что заявитель «без проблем может получить разрешение в бумажном виде в уполномоченном органе», эта опция доступна до 1 января 2023 года.
Крупногабаритные и тяжеловесные перевозки грузов сложны не только технически, но и в первую очередь из-за разрешительной системы, отмечает руководитель департамента крупногабаритных и тяжеловесных грузов НАПТА Евгений Власов. «Многие участники рынка возлагали надежду на упрощение процедуры с введением электронных разрешений,— говорит господин Власов.— Но пока стало только хуже. Оформить спецразрешения дальностью больше двух регионов невозможно, в случае движения по муниципальным дорогам возможность выдачи разрешений в электронном виде не предоставляется из-за отсутствия цифровизации, слабой базы данных дорог и недостатка специалистов по работе с крупнотоннажными перевозками. Подотрасль несет убытки по законтрактованным договорам».
Президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов Тарас Коваль подтверждает, что в наибольшей степени деятельность сегмента негабаритных и тяжеловесных автоперевозок осложняет разрешительная система, которая в европейских странах не в пример проще. Опыт внедрения электронных разрешений для спецперевозок пока негативный, признает господин Коваль, и заставляет «с настороженностью относиться к готовящемуся введению электронной накладной».