Отечественные логистические компании в этом году ждет снижение объемов работ, выручки и прибыли. А ужесточение конкуренции для многих приведет к уходу с рынка. Однако и при нынешних условиях можно ждать определенного позитива: например, укрепления транспортных связей между странами Евразийского экономического союза, увеличения грузооборота с Китаем, повышения роли российских портов. Но воспользоваться этими «бонусами» смогут лишь те компании, кто и в докризисный период был лучшим в своем деле, пишет «Российская Бизнес-газета».
По мнению заместителя руководителя комитета ТПП РФ по логистике Людмилы Симоновой, ожидается замедление темпов роста рынка транспортно-логистических услуг (ТЛУ) до 1,5-2% в год из-за отрицательной динамики грузооборота. Наиболее уязвимый сегмент — автомобильные перевозки — ожидает сокращение на 15-20%. «Те, кто захочет выжить, должны уделить самое пристальное внимание внедрению инноваций и систем управления в цепочке поставок. Особую актуальность приобретает автоматизация и реструктуризация складской сети, ускорение оборачиваемости товаров, повышение эффективности управления и администрирования процессами. Это и есть залог качества построения конкурентной компании», — подчеркнула Людмила Симонова.
Сейчас в системе автоперевозок РФ существует несколько основных проблем. Так, из 139 стран Россия занимает 125-е место по качеству автодорожной инфраструктуры, и планируемые инвестиции решают лишь точечные проблемы в центральной части РФ. Только половина автодорожной сети соответствует минимальным требованиям к качеству. Плотность автодорог в 12 раз ниже, чем в Германии, а инвестиции в строительство дорог составляют всего 2,5% от ВВП против 6% в США и ЕС.
Другая проблема, считает председатель Совета по странам СНГ и Балтии консалтинговой компании Roland Berger Strategy Consultants Уве Кумм, — фрагментарность автологистики.
На внутреннем рынке работают более 46 тыс. грузовых компаний (90% из которых — малый бизнес), что ведет к низкой прозрачности отрасли.
Эти компании несут дополнительные издержки из-за порожних рейсов и повышенных рисков. Также в России отсутствуют законодательные условия для здоровой конкуренции, и качество услуг остается нестабильным. А структура и развитость логистических цепочек различаются по регионам, поскольку сложно создать единую модель, которая подходила бы всем. Грузовладельцам приходится нести большие издержки и инвестировать в создание собственного автопарка, чтобы не допустить нарушений цепочек поставок. Наконец, высокая доля теневого сектора ведет к недополучению государством налогов для дальнейшего реинвестирования в инфраструктуру.
— Для создания надежных транспортных маршрутов на национальном уровне требуется прозрачное взаимодействие между госструктурами и логистическими компаниями, — подчеркнул Уве Кумм. — Необходимо создание условий для консолидации игроков отрасли, что будет способствовать улучшению качества услуг, повышению прозрачности и регулируемости отрасли. Требуется формирование единой регуляторной базы, а также синхронизация нормативно-технических требований с международными стандартами. Нужна поддержка внедрения и развития ключевых международных ноу-хау на территории РФ, развитие новых источников финансирования и модели взаимодействия государства и бизнеса, стимулирование притока частного капитала.
Российская Бизнес-газета