С 1 июня в России начали действовать штрафы для физических лиц – водителей и владельцев старых грузовиков массой свыше 12 т, относящихся к экологическим классам «Евро-3» и ниже, за отсутствие на автомобиле тахографов.
Обязательное наличие тахографов на грузовиках было введено поправками к Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» (ст. 20, ч. 3). Вступление в силу этой нормы для машин экокласса «Евро-3» было ранее перенесено по инициативе Минтранса с 1 ноября 2019 года на 1 июня 2020-го.
В соответствии со ст. 11.23, п. 1 КоАП, с сегодняшнего для физлица — водители старых грузовиков наказываются за отсутствие тахографа точно так же, как и водители коммерческого грузового транспорта (принадлежащего ИП и юрлицам), — штрафом от 3000 от 5000 руб.
Кроме того, водитель грузовика без тахографа может быть оштрафован по п. 3 той же статьи КОАП на 1500–2000 руб. за превышение установленных норм времени управления автомобилем.
По словам председателя ассоциации «Рустахконтроль» Геннадия Мирошина, наказываться будут не только факты отсутствия тахографа, но и случаи его неисправности или даже несоответствия установленным требованиям.
В целом, по мнению эксперта, вступившие в силу изменения трудно назвать значительными для отрасли, поскольку индивидуальные владельцы грузовиков, задействованные в коммерческих грузоперевозках, как правило, официально зарегистрированы и перевозят грузы как ИП. По закону они и прежде обязаны были оснащать свои грузовики тахографами.
По подсчетам аналитиков RAMR, в 2017 году в собственности физических лиц в России находилась почти половина (49,7%) зарегистрированных в стране грузовых автомобилей массой свыше 6 т. В абсолютных цифрах это 1,6 млн ед. техники.
Однако, как отметил председатель «Рустахконтроля», в базе ГИБДД индивидуальные владельцы грузовых ТС не разделяются на ИП и физлиц — они все числятся в ней одинаково. Следовательно, сейчас речь может идти примерно о 150–160 тыс. индивидуальных владельцев грузовиков, подпадающих под новые требования.
Эксперт МОЭС Тарас Коваль отметил, что официальная статистика не должна никого вводить в заблуждение. Под сухой статистикой физлиц часто скрываются нелегальные коммерческие перевозчики, которых «достаточно много», считает он. Речь идет о тех автомобилях, которые юридически оформлены на физлиц, а фактически работают на автопредприятия.
«Ну, то есть ситуация, когда груженый я еду так, а негруженый — уже так. С этим есть проблема, и очень важно, чтобы все условия работы на рынке были одинаковыми для всех его участников», — подчеркнул Коваль.
Далее, в срок до 1 сентября 2020 года установить тахографы на свои грузовики будут обязаны физлица — владельцы тяжелых грузовиков экостандарта «Евро-4» и выше.