08.07.2020

Во вторник, 7-го июля, Государственная Дума приняла законопроект, уточняющий порядок проведения весогабаритного контроля и требования к автоматическим постам. В прошлом году нижняя палата парламента уже одобрила в третьем чтении вариант документа, который Совет Федерации затем отклонил. Тогда была сформирована согласительная комиссия: она работала почти год. Сейчас законопроект принят в ее редакции.

Напомним: законопроект, который в прошлом году вызвал критику со стороны Совета Федерации и, что довольно редкое явление, был им отклонен, несмотря на то что прежде прошел три чтения в Государственной Думе, включал несколько основных положений. Причем это были те положения, в которых перевозчики действительно нуждаются.

Во-первых, предполагалось, что неотъемлемой частью каждого автоматического поста станут специальные информационные табло, на которые будут выводиться результаты проведенного взвешивания. Кроме того, предусматривалось, что везде будет реализована система оповещения владельцев грузовиков: в течение 5 минут им должно было приходить сообщение о зафиксированном перегрузе.

Сейчас четкого указания на то, как должно происходить информирование водителя и владельца автомобиля, нет. В приказе Министерства транспорта просто говорится, что соответствующие технические средства должны быть, но какие именно — не уточняется.

Как следствие, в каждом регионе оповещение происходит по-разному: где-то после каждого поста действительно ставят информационные табло, где-то применяется SMS-оповещение, где-то разработаны специальные порталы, на которых по регистрационному номеру можно узнать о начисленных штрафах, а где-то ничего такого по-прежнему нет.

Второе, что по законопроекту планировали сделать, — это ввести обязательный тестовый период для каждого нового автоматического пункта, в течение которого вместо постановления о штрафе владельцу грузовика будет приходить только уведомление о допущенном нарушении.

Сейчас новые «рамки», как правило, и так на время отладки оборудования работают в тестовом режиме, однако необходимость его введения четко не прописана.

Третье же основное положение заключалось в том, чтобы обозначать табличкой «Фотовидеофиксация» приближение к автоматическому посту, а рядом ставить и знак рекомендуемой скорости, на которой следует проезжать через автоматические весы.

При этом законопроект также прописывал и обязанность для водителей грузовиков массой от 12 тонн: они должны ознакомиться с результатами взвешивания, остановиться, если зафиксировано превышение, и принять необходимые меры, чтобы ликвидировать перегруз.

За вот эту обязанность, кстати, и зацепился Совет Федерации, отметив, что перегруженными могут быть и автомобили до 12 тонн. Однако основное, чем объясняли отклонение законопроекта в верхней палате парламента, отсутствие указания на то, на какие средства автоматические посты будут оборудовать информационными табло, хотя наличие таких табло, по приблизительным оценкам, требует как минимум 10 млрд. рублей.

В итоге, в конце июля прошлого года была образована согласительная комиссия, которая должна была убрать из законопроекта все неточности. Сразу планировалось, что она представит свою версию документа еще осенью 2019-го года, однако работа, как очевидно, затянулась почти на год.

Каким же будет весогабаритный контроль?

Что примечательно, в том законопроекте, который подготовила согласительная комиссия и который уже принят депутатами Государственной Думы, суть перечисленных действительно важных положений практически не изменилась.

Так, информационные табло оставили обязательной частью автоматических пунктов весогабаритного контроля.

В документе говорится, что Министерство транспорта должно определить единые требования к оборудованию, обеспечивающему визуальное информирование водителя о превышении весовых и габаритных параметров.

Такое оборудование должно стоять после «рамки» по пути следования автомобиля. Если оно покажет несоответствие транспортного средства весогабаритным нормам, водитель должен будет остановиться в ближайшем месте за пределами проезжей части так, чтобы не мешать движению других машин, и, видимо, не сможет продолжать движение, пока нарушение не будет устранено.

Правда, указания на то, сколько средств потребуется на установку информационных табло, в новом документе тоже нет.

Не исключили из доработанного законопроекта и положение о тестовом режиме работы. В документе буквально сказано, что без предварительной тестовой эксплуатации осуществление автоматического весогабаритного контроля не допускается.

Длительность такого тестового периода должно установить Министерство транспорта. Но еще раньше ведомство опубликовало проект приказа, по которому на «уведомительную» эксплуатацию будет отводиться 3 месяца.

В принципе, остается и норма, требующая предупреждать о приближении к пункту автоматического весогабаритного контроля.

Для этого даже ввели специальное понятие «зона автоматического весового и габаритного контроля транспортных средств».

Сказано, что участок, в границах которого будут работать автоматические весы, должны будут обозначать техническими средствами организации дорожного движения, а владельцу дороги вменяют в обязанность обеспечить информирование водителя о приближении к «рамке».

Правда, каким именно образом будет обозначаться зона автоматического весогабаритного контроля, не указывается. Эти требования должны будут отдельно разработать в Министерстве транспорта.

В предыдущей версии законопроекта, напомним, уточнялось, что знак «Фотовидеофиксация» должен стоять за 100 метров перед автоматическим постом.

Таким образом, единственное, что согласительная комиссия исключила из прежнего документа, — это SMS (или e-mail) информирование владельца транспортного средства о зафиксированном нарушении.

Транс ру

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики