Новосибирские дороги ежегодно ремонтируются и так же ежегодно разрушаются. Для автомобилистов весна становится временем испытаний, когда им приходится применять все навыки сноровки и даже интуицию, чтобы объехать скрывающиеся под лужами ямы и сохранить тем самым свое транспортное средство.
Возможно ли благодаря использованию инновационных технологий и современных материалов строить дороги, не требующие ремонта в течение нескольких лет? Редакция «КС» организовала и провела круглый стол, на который пригласила дорожно-строительные компании региона, представителей ФАУ РОСДОРНИИ, а также Федерального и Территориального управления автомобильных дорог. В ходе мероприятия участники круглого стола обсудили, каким образом в Новосибирске можно улучшить качество возводимых и ремонтируемых дорог, чтобы они были менее подвержены резким перепадам температур, и как следствие — разрушению.
29 февраля на площадке лофта P4ELA прошел круглый стол, организованный и проведенный редакцией деловой газеты «Континент Сибирь»/бизнес-портала «Континент Сибирь Онлайн» (KSONLINE.RU). Основной темой дискуссии стали инновационные технологии, используемые в дорожном строительстве, их сфера применения и экономическая обоснованность по сравнению с традиционными. Кроме этого, на мероприятии было представлено несколько докладов о технологии укрепления грунтов, специализированной дорожной технике и сравнении различных методов дорожного строительства с точки зрения стоимости.
Участниками круглого стола стали заместитель начальника по строительству МБУ Управление дорожного строительства Сергей Касаткин, президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев, начальник отдела контроля и качества Территориального управления автомобильных дорог Новосибирской области Эдуард Луцык, главный инженер ООО «ТрансПроект» Дмитрий Хлызов, заместитель начальника управления Федерального управления автомобильных дорог «Сибирь» Андрей Кебак, начальник технического отдела Федерального управления автомобильных дорог «Сибирь» Екатерина Вдовина, директор ООО «Аванта» Камал Гюльмалиев, директор ДСК «Стабилизация» Виктор Зуев, представители компании «Еврострой» Алексей Смагунов и Михаил Шейнов, начальник отдела инновационных технологий ИЦ «ИнДорТех» Юрий Жуков, директор компании «Полимеравтодор» Владимир Комолов, технический директор «Полимеравтодор» Дмитрий Акопов и начальник отдела инновационных технологий и материалов РОСДОРНИИ Александр Босов.
Партнерами круглого стола выступили компании «ИнДорТех» и «Полимеравтодор».
НОВОЕ — ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
Александр Босов, начальник отдела инновационных технологий и материалов «РОСДОРНИИ»
В начале мероприятия начальник отдела инновационных технологий и материалов «РОСДОРНИИ» Александр Босов представил доклад о технологии укрепления и стабилизации грунтов. Принцип действия такой технологии заключается в том, что при строительстве дороги в качестве основы используются местные грунты, которые измельчаются и смешиваются с различными добавками. Как оказалось, эта технология не является новшеством — она использовалась еще во времена Советского Союза, имеет в нашей стране действующую нормативно-техническую базу для широкого применения и давно успешно применяется в зарубежных странах. Достоинства этой технологии были подтверждены Александром Босовым на опыте применения стабилизаторов грунтов линейки «ПАРАГОН», которые показали свою эффективность в проектах строительства и ремонта дорог в различных регионах страны.
«В технологии укрепления и стабилизации грунтов инновационными можно назвать две вещи: новые высокоэффективные химические добавки и новое высокопроизводительное дорожно-строительное оборудование, такое как ресайклеры, грунтовые фрезы и передвижные грунтосмесительные установки, — заметил Александр Босов. — Все вместе это позволяет успешно решать вопросы, связанные с устранением слабых грунтов в основаниях дорожных одежд, сокращать сроки работ, получать ощутимый экономический эффект, как на момент строительства, так и за счет увеличения межремонтных сроков эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры».
Юрий Жуков, начальник отдела инновационных технологий «ИнДорТех»
Действительно, необходимой составляющей при строительстве дорожной одежды является основание. Каким бы хорошим ни было дорожное полотно, если грунт будет неустойчивым, разрушение верхнего слоя неминуемо. Именно по этой причине федеральные трассы в Новосибирской области возводятся преимущественно на бетонной основе, что позволяет избежать образования колейности и просадок. Но строительство таких дорог по сравнению с обычным асфальтом обходится государству почти в 1,5–2 раза дороже при одновременном увеличении сроков исполнения работ.
Зачастую город и область не могут позволить себе таких расходов ни с точки зрения денег, ни с точки зрения времени. Поэтому в поисках инновационных технологий тема укрепления и стабилизации грунтов приобрела особую актуальность. Примером использования таких технологий может служить метод холодного ресайклинга для ремонта автомобильных дорог. При таком методе измельчается верхний слой асфальта, дробится и смешивается с различными вяжущими добавками с применением спецтехники — самоходного или навесного ресайклера, а затем укладывается снова на дорогу. Применение таких технологий способно дать очевидную экономию, поскольку не требуется дополнительных расходов на демонтаж и вывоз старого асфальта и в разы уменьшаются расходы на покупку нового асфальта.
По словам директора ДСК «Стабилизация» Виктора Зуева, Новосибирск на сегодняшний день уже имеет в наличии семь самоходных ресайклеров, основным недостатком которых можно назвать их высокую стоимость и затрудненность работы в стесненных городских условиях. Ценообразование специализированной техники обусловлено прежде всего сложностью исполнения, поскольку она выполняет сразу несколько функций: измельчение, смешивание и укладку, а также ее иностранным происхождением. Однако, как рассказал начальник отдела инновационных технологий «ИнДорТех» Юрий Жуков, высокие стоимостные характеристики и «неповоротливость» самоходных ресайклеров могут быть компенсированы применением навесных ресайклеров.
«Если говорить в отношении нашей компании, то мы сами пришли к тому, чтобы начать применять технологию стабилизации грунтов и приобрести в собственность несколько ресайклеров, — рассказал Виктор Зуев. — Изначально наша компания занималась промышленными полами, а затем, решая свои трудности с бетоном, мы поняли, что проблема кроется в основании. Относительно используемых добавок: могу сказать, что мы до сих пор продолжаем экспериментировать и наблюдать за дорогой».
УКРЕПЛЕНИЕ ГРУНТА КАК АЛЬТЕРНАТИВА ПЕСКУ И ЩЕБНЮ
По словам Александра Босова, применяемые современные химические добавки можно разделить на категории: вяжущие, при помощи которых грунт приобретает повышенную структурную прочность, и модифицирующие химические вещества, изменяющие свойства самого грунта, вступая в реакцию с его компонентами. Фактически речь идет о более широком применении технологии комплексного укрепления грунтов, под которой подразумевается совокупность мероприятий по повышению механической прочности и водоустойчивости естественных или искусственных грунтов различного состава и генезиса. Происходит искусственное преобразование грунтов в монолитный, прочный и морозоустойчивый конструктивный слой дорожной или аэродромной одежды путем обработки различными химическими реагентами с их дальнейшим максимальным уплотнением. Как отметил начальник отдела инновационных технологий и материалов «РОСДОРНИИ», процессы стабилизации и укрепления грунтов включают в себя ряд последовательно выполняемых технологических операций — размельчение, перемешивание, дозированное внесение оптимальных добавок вяжущих и других веществ, увлажнение, приготовление растворов, уплотнение. Все это происходит при помощи грунтосмесительных и других машин, обеспечивающих в результате активного воздействия на грунт высокую плотность, прочность и длительную устойчивость укрепленного грунта, как в сухом, так и в водонасыщенном состоянии. Такой подход делает пригодными для более широкого использования местные, в том числе техногенные грунты. Существенным плюсом технологии укрепления и стабилизации грунтов, помимо ее экономичности, Александр Босов назвал отказ от использования привозимых песка и щебня. По сути, при строительстве дороги в этом случае используются исключительно местные материалы, что позволяет значительно сэкономить на их покупке и доставке. Такую точку зрения в рамках круглого стола не поддержала начальник технического отдела Федерального управления автомобильных дорог «Сибирь» Екатерина Вдовина. Она рассказала, что в Новосибирской области множество дорог 1-й и 2-й категорий, при строительстве которых невозможно обойтись без песка в силу того, что грунтовые воды слишком близко подходят к поверхности. Однако, как отметил Александр Босов, в таких ситуациях при разработке соответствующего проекта на строительство или ремонт дороги необходимо рассматривать различные инженерные решения, включая применение инновационных технологий и материалов. При этом рассматриваются различные конструкции дорожных одежд, из которых выбирается, на основании технико-экономического анализа и соответствия действующим нормативно-техническим требованиям, наиболее оптимальный вариант.
Технический директор компании «Полимеравтодор» Дмитрий Акопов в своем докладе привел сравнительный анализ различных технологий укрепления грунтов и традиционных методов строительства дорог. По результатам сравнения Дмитрий Акопов рассказал, что с новыми технологиями укрепления грунтов экономия денежных средств может составлять порядка 40% от стоимости работ по традиционным методам. Кроме того, на сегодняшний день стало возможным сокращение сроков строительства одного километра дороги с 20 до 3 дней, использование меньшего количества дизельного топлива — почти в шесть раз, а также исключения работ по предварительной подготовке грунта земляного полотна, а также уменьшение других косвенных затрат при строительстве. Помимо этого, немаловажным является факт, что строительство дорог по новым технологиям еще и уменьшает загрязнение окружающей среды.
«С наступлением кризиса многие коммерческие заказчики стали задумываться об экономической эффективности различных дорожно-строительных технологий, — добавил Дмитрий Акопов. — Некоторые из них стали останавливать свой выбор в пользу стабилизации и укрепления грунтов. В такой период приходится думать не только об экономии на самом строительстве, но и о сокращении расходов на ремонт дороги».
По мнению участников круглого стола, построенные ранее в Новосибирске дороги со временем неизбежно будут разрушаться, и поэтому необходимо изыскивать новые возможности по улучшению качества ремонтируемых дорог. Но для нового строительства вполне реально применять передовые технологии, в том числе стабилизацию и укреплению грунтов, чтобы позволить городским дорогам увеличить свой срок службы.
«Большинство современных трасс уже строится с применением именно этих технологий, — уточнил директор ДСК «Стабилизация». — Например, Казахстан в настоящее время достаточно активно использует стабилизацию грунта. В прошлом году Алтайский край также приобрел ресайклер и теперь постепенно переходит на эту технологию».
«КС» приглашает представителей бизнеса к диалогу. В какой степени инновационные технологии способны позволить строить в Сибири дороги, не требующие ремонта в течение нескольких лет?
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Антон Пимшин,
представитель
ООО «САЙТЕК Сибирь»:
— В современном мире развитие технологий неминуемо, в том числе применительно к специализированной технике. Это обусловлено жесткими требованиями со стороны заказчика — выполнение работ в строго отведенные периоды времени, соответствие требованиям проектной документации, снижение вероятности переделок, перерасхода материалов и ГСМ, наличие квалификации у операторов машин и геодезической службы. За последние несколько десятков лет основным прорывом в области разработок инновационных технологий для дорожно-строительной техники стало усовершенствование систем управления. При помощи военных технологий началось создание систем автоматического правления (САУ), или систем нивелирования. Это позволило не только повысить точность управления и сделать его со временем полностью автоматизированным, но и перенести в плоскость дистанционной формы работы, когда при наличии Интернета управление происходит из любой точки мира.
В основе САУ предполагается установка 2D- и 3D-систем. В первом случае речь идет об оснащении спецтехники ультразвуковыми сенсорами, лазерными нивелирами или отражателями, которыми техника может быть оснащена при выпуске с конвейера. Во втором случае речь идет уже о сложной системе измерения координат и привязке их к местности. По сути дела машина, оснащенная системой нивелирования, будет выполнять работу в автоматическом режиме согласно электронному проекту, который готовят геодезисты в офисе. Использование таких систем снижает утомляемость операторов, повышает производительность таких работ, сокращает сроки сдачи объектов и гарантирует высокую точность выполнения работ согласно нормативным требованиям.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Дмитрий Акопов,
технический директор компании «Полимеравтодор»
— В нашей стране технология укрепления грунтов может стать универсальной и максимально эффективной. В то время как традиционно при строительстве дороги предварительно проводятся земляные работы, в том числе по устройству основания с применением песка и щебня, в технологии укрепления грунтов можно отказаться от огромного количества привозных материалов и использовать для этого любой тип местного грунта. Пески, ПГС, суглинки, глины, загрязненные грунты, абсолютно любые местные грунты или отходы промышленного производства могут быть использованы в качестве строительного материала. Кроме того, используя при технологии стабилизации специальные минеральные добавки, появляется возможность сократить и общую толщину конструкции дороги.
При укреплении грунтов также снижается расход асфальтобетона, используемого для устройства покрытия. А для дорог V-IV технической категории укрепленный грунт может использоваться и в качестве покрытия.
Технология укрепления в дорожном строительстве применима не только при работе с грунтами при устройстве основания, но и в ремонте существующих дорог, построенных по традиционной технологии. Например, при ремонте щебеночных дорог V категории. Применение технологий укрепления грунтов и холодной регенерации позволяет строить более прочные, более долговечные и водонепроницаемые основания и покрытия с высокими показателями предела прочности на сжатие, на разрыв и на изгиб.
Мария Лисица