Иностранных перевозчиков смогут задерживать с помощью блокираторов за все нарушения в области дорожного движения до уплаты ими административных штрафов. Соответствующий законопроект во вторник, 28-го сентября, внесли на рассмотрение Государственной Думы. Документ, по сути, дополняет уже ранее принятые меры по ужесточению контроля за иностранными перевозчиками.
Законопроект вносит несколько изменений в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).
Во-первых, он разрешает применять к транспортным средствам иностранных перевозчиков блокирующие устройства до уплаты ими штрафов при любом нарушении законодательства в области дорожного движения (глава 12 КоАП), а также за нарушения режима труда и отдыха и выполнение рейсов без тахографа или с неработающим устройством (ст. 11.23 КоАП).
Поясним: сейчас такие меры допустимы только в случае фиксации превышения скорости, въезда в зоны, запрещенные для грузовых автомобилей (в частности, например, за нарушение правил пропускной системы Москвы), и невнесения платы в рамках системы «Платон». С принятием законопроекта задержать транспортное средство с помощью блокираторов смогут за любое нарушение, ответственность за которое предусмотрена главой 12 Кодекса, — проезд на запрещающий сигнал светофора, стоянку в неположенном месте, несоблюдение правил перевозки опасных грузов, превышение допустимых весовых и габаритных параметров и т.д.
Во-вторых, точно так же по всем статьям 12-й главы Кодекса для иностранных перевозчиков исключается возможность отсрочки или рассрочки уплаты штрафов. В то время как сейчас такая рассрочка не допускается только в случае обнаружения факта осуществления каботажных перевозок (ст. 11.26), что на территории России запрещено, выполнения международных перевозок без разрешения (ст. 11.29), превышения скорости, въезда в запрещенные для грузовиков зоны, неоплаты проезда по федеральным трассам грузовиками от 12 тонн или невнесения платы за проезд по платной дороге.
Кстати, отсутствие отсрочки и рассрочки для указанных нарушений сохранится и с принятием законопроекта: четыре последних регулируются как раз таки главой 12, а два первых не вычеркиваются из списка. При этом, правда, к списку добавляется еще одно нарушение — управление транспортным средством без тахографа и несоблюдение режима труда и отдыха (ст. 11.23).
В-третьих, по всем перечисленным статьям (ст. 11.23, 11.26, 11.29 и все статьи главы 12) для иностранных перевозчиков устанавливается обязанность уплатить штрафы до выезда с территории России.
На данный момент, опять-таки, такая обязанность действует только в отношении нарушений по ст. 11.26 и 11.29 (выполнение каботажных перевозок и осуществление международных перевозок без разрешения), а из 12-й главы — лишь за превышение скорости, за въезд грузовиков под запрещенные знаки, неоплату «Платона» или в принципе платных дорог.
Кроме того, в законопроекте уточняется, что при выезде иностранного транспортного средства с территории России решение о его задержании может принимать Ространснадзор.
Напомним: за последний год (по крайней мере, законодательно) усилился контроль за иностранными перевозчиками. Так, в декабре прошлого года вступил в силу закон, который запрещает повторный въезд в страну при наличии задолженностей по уплате штрафов за нарушения в области транспорта (глава 11) и дорожного движения (глава 12). С 7-го июня этого года начало действовать положение, позволяющее при наличии таких штрафов не выпускать до их уплаты транспортное средство из страны.
При этом в конце августа было принято постановление Правительства, которое регламентирует взаимодействие между ФТС, ГИБДД и Ространснадзором, чтобы они могли делиться между собой актуальной информацией о въезжающих в страну перевозчиках, допущенных ими нарушениях и неуплаченных штрафах.