Как выяснил “Ъ”, в ряде регионов ГИБДД запретила инспекторам использовать для выявления нарушителей правил дорожного движения (ПДД) ручные радары. Решение принималось в связи с письмом главы МВД Владимира Колокольцева о необходимости борьбы с коррупцией в рядах сотрудников Госавтоинспекции. Эксперты идею поддержали, производители приборов же считают, что ручные радары рано списывать со счетов.
О том, что ручные радары для фиксации нарушений ПДД (модели «Сокол-Виза», «Беркут-Виза», «Визир», «Визир-2М», «Бинар» и др.) больше не используются Госавтоинспекцией, “Ъ” рассказали в управлениях ГИБДД нескольких регионов, в частности в Самарской и Ростовской областях. Запрет действует с 10 июля 2016 года. В Краснодарском крае на этот счет было выпущено распоряжение заместителя начальника регионального управления МВД Юрия Кузнецова, в котором уточняется: запрету подлежат все приборы, данные с которых можно стереть вручную. В случае если инспектор продолжает пользоваться радаром, его ждет дисциплинарная ответственность, если же и это не помогло — увольнение из органов. Господин Кузнецов ссылается на указание главы МВД РФ Владимира Колокольцева от 30 июня 2016 года «О мерах по профилактике и пресечению коррупционных преступлений среди личного состава подразделений Госавтоинспекции».
В пресс-службе ГИБДД РФ “Ъ” подтвердили наличие этого документа, но содержание его не раскрыли, уточнив, что оно «направлено на упорядочение процедуры применения сотрудниками подразделений Госавтоинспекции мобильных средств фото-, видеофиксации нарушений ПДД с целью обеспечения соответствующего контроля и законности при осуществлении правоприменительной практики». Знакомый с содержанием документа источник рассказал “Ъ”, что господин Колокольцев позволил региональным управлениям ГИБДД самостоятельно определять судьбу ручных радаров, а те в ответ ввели запреты.
Приборы для замера скорости ГАИ СССР начала использовать в 1960-х и 1970-х годах (модели «Фара», «Барьер», ЛИДС). По мере совершенствования радаров появилась функция видеозаписи и привязка к GPS-координатам. Решение о наказании все равно принимал инспектор ГИБДД, что порождало ситуации, когда водитель мог на месте «договориться» с гаишником.
В начале 2000-х МВД в рамках борьбы с коррупцией активно начало работать над системой автоматической фиксации нарушений. В 2008 году была принята новая редакция КоАП РФ, разрешившая ГИБДД высылать штрафы по почте владельцу машины, если номер был зафиксирован автоматическим комплексом. Сейчас в РФ на дорогах применяется более 10тыс. таких камер (стационарных и мобильных), их количество растет, кроме скорости они фиксируют выезд на встречную или выделенную полосы, проезд через железнодорожные переезды и другие нарушения. За шесть месяцев 2016 года было выписано 26,2млн штрафных постановлений на основании данных с камер — на 17% больше, чем годом ранее. Несмотря на это, ручные радары до сих пор остаются в арсенале инспекторов.
Зампред общественного совета при ГУ МВД по Москве правозащитник Виктор Травин говорит, что разговоры о запрете ручных радаров ведутся последние два года. «Погрешности у них колоссальные, там можно накрутить все что угодно. Странно, что запрет не ввели раньше,— говорит он.— Это все равно, что объявить сейчас о выводе из оборота керосиновых ламп или катушечных магнитофонов. У меня ощущение, что гаишники очень долго держались за эти радары по вполне понятным причинам».
«Данное указание исключит ситуации, когда сотрудник ГИБДД работает на свой карман»,— считает один из разработчиков ГОСТа для стационарных камер (еще не введен в действие) Григорий Шухман. При этом, по его мнению, нововведение не защитит водителей от фальсификаций с помощью автоматических камер. Господин Шухман в связи с этим напомнил о скандале в Краснодарском крае: в 2013 году водителям по почте высылались штрафы за несуществующие нарушения. Представитель компании «Технологии распознавания» (комплекс «Автоураган») Сергей Кусов признает, что автоматика периодически сбоит, приведя в пример недавний инцидент в Ульяновске: там водитель 14-местной «Газели» получил штраф с камеры за движение со скоростью 233 км/ч. Постановление было отменено, проверка показала, что камера вовремя не прошла поверку.
Действительно, попавшие под запрет радары — довольно современные устройства, говорит гендиректор петербургской компании «Симикон» (производитель «Бинаров») Илья Барский. «В ручном режиме работы решение о наказании нарушителя принимает инспектор, но подтасовать данные он не может, они защищены и от удаления, и от любых изменений,— объясняет он.— Есть и автоматический режим, в таком случае “Бинар” используется вообще без вмешательства полицейского. При установке на треногу он автоматически в зашифрованном виде записывает и видеоряд с дорожной обстановкой, и номер нарушителя крупным планом на флешку, а вечером эти данные загружаются в центры обработки данных. За шесть лет в регионы было продано несколько тысяч таких устройств, и они до недавних пор были крайне востребованы Госавтоинспекцией». Господин Барский отметил, что на отдельных участках фиксировать нарушения удобнее только ручными приборами — например, на горных дорогах, где водители часто совершают запрещенные обгоны.
«Допускаю, что приборы отозваны не насовсем, а для доработки программного обеспечения на защиту материалов от несанкционированного удаления, после чего приборы вернутся на дороги»,— предполагает господин Шухман. Сергей Кусов отмечает, что ручные радары используются полицейскими за рубежом. «Вероятно, там уровень доверия к инспекторам выше»,— говорит он. Сенатор от Карелии, экс-глава ГИБДД Владимир Федоров считает, что полностью запрещать ручные радары не надо, поскольку не у всех регионов есть деньги на дорогие автоматические комплексы, центры обработки данных и рассылку «писем счастья».
Иван Буранов; Екатерина Борисенкова, Самара; Олег Горяев, Ростов-на-Дону; Анна Перова, Краснодар
Коммерсантъ 3 августа 2016 года