13.04.2018

Бортовые весы, установленные на каждой из осей грузового автомобиля, могут решить проблему весового контроля. Но платить за их установку должен перевозчик: к такому выводу пришли участники конференции «ИТС Регионам», которая недавно завершилась в Рязани.

 
Борьба с перегрузом — лейтмотив состоявшейся в конце марте в Рязани отраслевой конференции под названием «ИТС Регионам». Ряд видных представителей отраслевого сообщества в течение двух дней обсуждали различные вопросы развития отрасли, и одной из ключевых тем явилась проблема сохранности автомобильных дорог — уже после их строительства, реконструкции или ремонта.

 
Что такое ИТС?

 
Аббревиатура ИТС расшифровывается как «интеллектуальные транспортные системы» — это связь, диспетчерские пункты, метеостанции и другие технические решения, обеспечивающие эффективную эксплуатацию дорожной инфраструктуры. Системы ИТС начали появляться на наших дорогах примерно в середине 90-х годов — в виде первых автоматических счетчиков скорости движения. Затем появились автоматические посты весового контроля. Впоследствии, уже в нулевые, дороги обзавелись метеостанциями. Сейчас некоторые наши дороги снабжены системами видеоконтроля движения, датчиками скользкости полотна и многим другим.

 
Главной целью ИТС, безусловно, является повышение безопасности движения и снижение количества ДТП на дорогах. ИТС также призваны повысить комфорт движения, регулировать транспортные потоки в целях снижения заторов, пресекать и фиксировать факты нарушения ПДД и отслеживать состояние дорожного полотна.

 
Для того, чтобы дорога соответствовала нормативным транспортно эксплуатационным характеристикам, далеко не достаточно только подобающим образом ее построить или отремонтировать. Необходимо еще и должным образом её обслуживать. Со строительством и обслуживанием подрядные организации успешно справляются — сего нельзя сказать про эксплуатацию, тут проблем немало. Главная — движение перегруженных грузовых ТС. Для справки, урон от проезда одного большегруза примерно равен урону, наносимому дороге 50 000 легковых автомобилей.

 
Получается, что дорожники по поручению Президента и в рамках приоритетного проекта БКД приводят дороги к нормативу, а перегруженные ТС очень быстро эти же дороги вновь возвращают в аварийное состояние. Величина допустимой нагрузки на дорогу исчисляется в показателем тонна на ось ТС. В зависимости от категории на дорогах разрешены разные весовые нагрузки, но не более 11 тонн на ось. Т.к. большинство наших дорог проектировалось и строилось в 60-е, 70-е года прошлого века, то основная максимальна масса, которую они способны выдерживать составляет не более 6 т на ось. Тогда ее вполне хватало, т.к. грузовики того времени попросту не могли нести большую нагрузку. Сегодняшние тягачи способны перевозить по 100 тонн груза, по 18 т. на ось.

 
Размер проблемы в цифрах на примере федеральных автодорог следующий:
Протяженность федеральной дорожной сети в ведении ФДА «Росавтодор» составляет 50 082 километров. Из них по состоянию на март 2018 нормативу соответствует 39 044 км или 78%. По допустимой осевой нагрузке расклад у федеральных дорог следующий: <10 т. на ось — 29% и >10 т на ось — 71%. Протяженность дорог, которые постоянно работают в режиме перегруза, составляет 11 213 км или 22%.

 
Перегруз возникает по причине недобросовестных перевозчиков. Они не беспокоятся о дорогах и нагружают свои ТС насколько возможно сильнее. Поэтому дорожники планируют активно устанавливать посты весогабаритного контроля.

 
По состоянию на первое марта на федеральных автодорогах функционирует 73 стационарных пункта весогабаритного контроля, из них 25 автоматизированных; 17 пунктов смешанного типа, имеющих также стационарную часть и 8 полностью автоматических пунктов. Региональные дорожники тоже активно налаживают весогабаритный контроль. В зависимости от технических характеристик дороги пункты настраивается на разрешенную для проезда массу, и штраф за движения с перегрузом для юрлиц варьируется от 150 до 500 тысяч рублей в зависимости от массы перегруза.
А в чем проблема?

 
Проблема в несовершенстве постов и, как следствие, ссуществовании методов как избежать штрафа. Уйти от штрафа и проехать с перегрузом можно и технически, и юридически. Расскажем о самых распространенных способах.

 
Технические:
— объезд рубежей контроля по другим дорогам.
— объезд рубежа взвешивания по встречке или обочине.
— сокрытие номеров перед приближением к пункту контроля.
— проезд с номерами иностранных государств.

 
Юридические:
— Различные методы опротестования выставленного штрафа. Самый частый из них — утверждение, что в день нарушения управление ТС было передано другому лицу.

 
В ближайшие годы отраслевое сообщество планирует повсеместное устройство новых пунктов весогабаритного контроля и совершенствование существующих. С целью повышения сохранности автомобильных дорог. Однако существует и вторая сторона медали — мнение перевозчиков. Без него наш материал выйдет однобоким.

 
По мнению присутствовавших на конференции представителей перевозчиков, получать «письма счастья», удар по кошельку и репутации, разумеется, не выгодно. Но не всегда можно точно узнать весь ТС при его погрузке.

 
Современные импортные большегрузы стоимостью от 200 тысяч евро имеют встроенные весы, которые показывают давление на каждую из осей. Но не у всех компаний есть средства на покупку такого автопарка.
Отечественные производители выпускают ТС без весов. Некоторые из них, правда, прилагают сводную таблицу, по которой расчитывается вес ТС с тем или иным грузом. Но значения этих таблиц, по словам перевозчиков, часто имеют огромные погрешности. Автовесы есть далеко не на каждом пункте погрузки, поэтому водитель может банально не знать, какой тоннаж он перевозит. А оставлять пол кузова пустым, чтобы точно не перегрузить, не выгодно — тут перевозчиков тоже можно понять.

 
Вывод

 
Для решения проблемы перегруза необходимо не только обустраивать рубежи контроля, но и снабдить ТС внутренними весами массы груза и давления на каждую из осей. Для этих целей отечественные представители бизнеса на конференции презентовали некоторые бортовые системы взвешивания.

 
Но платить за их установку должен перевозчик. А дорожникам предлагается поверить показателям этих систем.

 
Разумеется, пока пункты контроля можно объехать, найдутся недобросовестные перевозчики. Но, главное, что начат диалог бизнеса и власти по данному вопросу — нахождение удовлетворяющего обе стороны решения не заставит себя долго ждать.

 
Помнится, перевозчики крайне сильно возмущались началом работы системы «Платон», которая, по сути, тоже является элементом ИТС. Обвиняли власти, что те с них выжимают деньги, душат бизнес и. т.д. Но по прошествии нескольких лет перевозчики успокоились и уже оценили работу «Платона». Потому что бюджет системы прозрачен, на собранные средства ремонтируются и строятся дороги, которые нужны самим же владельцами большегрузов. Поэтому одним из основных методов поддержания дорожной сети в нормативном состоянии является соблюдения весового контроля ТС.

Строительство.ру

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики