Автомобильные перевозчики, которые только начали приспосабливаться к работе в условиях контроля со стороны системы «Платон», обеспокоены анонсированным внедрением на сети Росавтодора автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК). О возможных рисках и позиции перевозчиков во время ее общественного обсуждения рассказывает президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП) Вячеслав Трунаев.
– Вячеслав Станиславович, Вы неоднократно отмечали, что существующая команда Минтранса достаточно внимательно относится к позиции автомобильных перевозчиков. Можете раскрыть ее в отношении проекта АСВГК?
– Могу повторить, что от федеральных властей мы ждем только дорог с высоким качеством покрытия и прозрачных нормативных актов, по которым отрасль сможет работать с необходимым уровнем рентабельности.
Нужно признать, что за состоянием федеральных дорог власти сегодня следят достаточно внимательно. Естественно требовать такого же бережного отношения к ним со стороны всех участников процесса перевозчиков. А это значит, что выход на них перегруженного транспортного средства без необходимого разрешения недопустим. Эту задачу призвано разрешить развертыванием АСВГК.
Позиция СААП состоит в том, что основной упор должен быть направлен не на фиксацию, а на предотвращение нарушений. Сегодня, когда на трассах общего пользования применяются стандартные статические весы, ответственность за перегруз консолидированно распределяется между грузовладельцем и перевозчиком. Рискуют оба. Поэтому во многих логистических центрах, на больших грузовых площадках устанавливаются собственные сертифицированные весы. В последние годы перевозчики практически не перегружают транспортные средства. Если раньше к этому нас принуждали грузоотправители и мы вынуждены были на это идти, то теперь и перевозчик, и грузоотправитель не заинтересованы в перегрузе.
– Так и АСВГК не заинтересована в перегрузе. Чем же тогда недовольны перевозчики?
– Согласно существующему проекту, в случае выявления АСВГК весовых нарушений ответственность целиком возлагается на перевозчика. Мы считаем, что система должна оперативно информировать водителя о выявленном перегрузе. После этого водитель должен иметь право на объективное контрольное взвешивание на статических весах, пусть за дополнительную плату, и возможность устранить перегруз. Динамические весы часто показывают погрешность в измерениях по разным причинам, например из-за резкого торможения, неровности дорожного покрытия, парусности прицепа.
Сегодня все это не берется во внимание. Нарушения только фиксируются, и с достаточно большими отклонениями показаний. А штрафные санкции за нарушения приходят перевозчику в обязательном порядке. Шкала штрафов по соответствующей статье КоАП РФ (12.21.1) предусматривает штрафные санкции от 150 до 500 тыс. руб. на владельца транспортного средства. Мы говорим и о несоразмерности этих штрафов, и о качестве системы. Есть опасность вновь получить диктат со стороны грузоотправителей, которые будут допускать перегруз, понимая, что риск все равно будет лежать на перевозчике.
– А как можно избежать этих недостатков?
– Проблему могло бы решить появление единой электронной накладной, которая тоже будет считываться АСВГК, а возможная ответственность – распределяться на всех участников перевозки. Но пока что ее появление только в проекте, а электронных весов становится все больше.
Сборы в рамках системы «Платон», рост количества платных автодорог, увеличивающаяся налоговая нагрузка, а теперь еще и развертывание АСВГК в сыром варианте – все это просто убивает маржинальность автомобильных перевозок. Мы и так неполностью грузим свои законные 22 т, которые можем возить при полной массе пятиосного транспортного средства, так как оставляем запас на весовую погрешность. Это приводит к снижению доходности, КПД и эффективности в целом.
– Чувствуете ли вы конкуренцию со стороны черных перевозчиков, которые игнорируют правила перевозок и уклоняются от налогов?
– Да. Их удельный вес в общей массе перевозчиков еще достаточно велик и, конечно, недобросовестная конкуренция с их стороны очень волнует нас. Известно, что 15 крупнейших компаний контролируют лишь 15% российского рынка автомобильных грузоперевозок. А все остальное – малые предприятия, среди которых немало и нелегальных участников рынка. Не секрет, что и среди крупных компаний есть такие, что используют серые схемы. Сложившаяся ситуация подталкивает нас к мысли, что, может быть, регулирование в нашей отрасли поможет решить эту проблему?
– А сколько их в процентом соотношении?
– Никто такими подсчетами не занимался, хотя можно сказать, что по масштабам страны достаточно много. Легальные перевозчики, в том числе члены СААП, находятся с ними в неравных условиях. Впрочем, я уверен, что новые автоматизированные системы их все равно вычислят и заставят или уйти с рынка, или вернуться в правовое поле.