Пока российские дальнобойщики, недовольные введением системы оплаты за пользования федеральными дорогами, раздумывают над тем, как им организовать протест, освещение этой истории в российских провластных СМИ продолжает упирать на пользу и эффективность нового сбора. Противоположных аргументов в эфире не слышно.
О том, что десятки фур остаются на подступах к Москве со стационарным протестом против системы «Платон», ни один из федеральных телеканалов не сообщает.
Правда и публичные выражения недовольства «Платоном» стали глуше. Каких-либо значимых акций протеста, о которых раньше извещали протестующие, так и не случилось. Раньше водители грозились возобновить медленный проезд по шоссе, который называют «улиткой».
Впрочем, еще до этого представители двух основных групп протестующих, находящихся на подступах к Москве, заявили, что отказываются от тактики блокирования дорог. Сейчас они занимаются созданием нового профсоюза, который, как утверждается, организует противодействие «Платону».
Как бы то ни было, с этой стороны спора информации к телезрителям практически не поступает.
После первой волны протестов штрафы за неоплату проезда по федеральным трассам были снижены в 90 раз, и о том, что соответствующий закон подписан президентом России, СМИ охотно сообщают. Но последние выступления российских руководителей показывают, что нужды в дальнейших компромиссах наверху не видят.
«Деньги-то на [дороги] где брать? Очевидно абсолютно, что в большей степени на все на это влияют грузовики, они и должны в этом всем участвовать. Мы должны научиться платить за такие услуги», — заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, которого цитировали все центральные каналы.
Один из главных контраргументов «дальнобоев» — то, что за строительство и ремонт дорог владельцы грузовиков должны платить, получается, уже трижды – через транспортный налог, акцизы в стоимости топлива и теперь «Платон». Но этот аргумент в прогосударственном освещении не присутствует и остается без ответа.
ВСЕ ОТТЕНКИ КРОМЕ СЕРОГО
Протестующие дальнобойщики говорят, что регистраторы для «Платона» достать трудно, да и при их наличии система все равно часто дает сбои. Но государственные СМИ утверждают, что большинство участников рынка уже подключены к новой системе и – вслед за вице-премьером Аркадием Дворковичем – говорят, что она поможет избавить российские грузоперевозки от «серых» схем.
[«Запуск «Платона»] работает в пользу тех, кто действует добросовестно, устраняет нелегальную часть рынка и позволяет создать прозрачный, открытый, справедливый конкурентный рынок автомобильных перевозок», — заявляет Дворкович.
В флагманской передаче государственного телеканала «Россия 1» – «Вести недели» с Дмитрием Киселевым 13 декабря — рассматривался исключительно вопрос о засилье «серых», нелегальных перевозок и ущерба, который они наносят дорогам и бюджету.
«Они давно живут по принципу «я не платил, и платить не буду». «Каждый пройденный километр – это прибыль». Серая, запрятанная в тень. Наносящая колоссальный ущерб стране, но при этом своя, родная. Они против наведения порядка», — резюмировал корреспондент «Вестей».
До этого в аналогичном ключе рассуждало и НТВ. «Теперь нелегальным перевозчикам ничего не остается делать, кроме как выйти из тени, — заключал корреспондент канала в одной из передач на прошедшей неделе. — Возить грузы неофициально, получать зарплату в конверте и не платить налоги — такой номер не пройдет».
Водители, особенно из тех, кто работает на собственных машинах в статусе индивидуального предпринимателя, считают, что «не пройдет» работа вообще, так как новая система грозит им разорением.
Корреспондент НТВ предлагает им утешиться тем, что сборы в России составляют лишь малую часть от того, что должны платить зарубежные коллеги российских водителей. Вопрос о том, насколько корректно сравнивать расценки в разных экономических системах в абсолютных величинах, и не приведет ли любое, пусть и небольшое по европейским меркам повышение сборов к росту цен для конечного потребителя перевозимых товаров, в репортаже не освещается.
ТВЦ, однако, цитирует Дворковича, который говорит, что эффект «Платона» в конечных ценах будет минимальным. «Речь идет о десятых долях процента. Похоже на оправдание возможного повышения цен по другим причинам — желание их повысить в виду просто повышенного спроса перед Новым годом, а связать все это с внедрением системы платы большегрузных автомобилей», — утверждает чиновник.
ЧИСТАЯ МАТЕМАТИКА?
«Одна фура с осевой нагрузкой 10 тонн на дорожное покрытие воздействует так же как 20-40 тысяч легковых машин», — сообщает своим зрителям «Россия 1». Эта, популярная и в других репортажах цифра опирается на заявления российского минтранса.
Найденные зарубежные оценки показывают куда меньшую разницу.
В единичных репортажах региональных телеканалов видны стоящие на обочинах фуры с гневными транспарантами и кое-где дают слово самим недовольным. Но и на региональном уровне основной тон в телесообщениях – позитивные перемены, которые обещает новая система.
Оценки того, какие средства уже собрал «Платон», разнятся. «Россия 1» сообщила, что за первые две недели работы «Платона» было собрано 550 миллионов рублей. При этом НТВ больше недели назад оценил эту сумму в 800 миллионов.
Цитируя все того же Дворковича, телеканалы обещают существенное улучшение качества российских дорог в следующем году. Есть региональные примеры. Так, Волгоградское ВГТРК сообщает, что средства от «Платона» позволят закончить мост через Волгу, который не могут закончить уже четыре года. В Петрозаводске обещают профинансировать сооружение путепровода.
А где-то чудесный эффект проявился почти моментально. Так, НТВ сообщает из Ростова-на-Дону о модернизации Ворошиловского моста, другой многолетней стройке. «И тогда помог «Платон», первые сборы от системы, которая заработала несколько недель назад, потратили на то, чтобы завершить затянувшуюся стройку», — сообщает телеканал. Если это так, то оперативность финансирования — очень нетипичная для России.
Впрочем, судя по картам пробок, мост продолжает работать только по одной полосе и никаких существенных перемен миллионы «Платона» тут пока не принесли.
BBC 15 декабря 2015 года