Минэкономики разработало по поручению главы государства и направит в правительство РФ концепцию развития автомобильного туризма до 2035 года. Документ, с которым ознакомился “Ъ”, предусматривает синхронизацию развития основных автотуристических маршрутов в стране с планами дорожников, а также предоставление бизнесу налоговых преференций, субсидий и других льгот в рамках создания инфраструктуры для автотуристов. Представители туриндустрии поддержали инициативу, назвав ключевым направлением развитие кемпингов. В Минэкономики, в свою очередь, говорят о необходимости резкого расширения рынка проката автодомов. Эксперты настаивают на необходимости выделить дороги к крупным туристическим объектам в отдельную категорию и содержать за счет федерального бюджета.
Разработать концепцию развития автотуризма президент Владимир Путин поручил кабмину в мае 2023 года. Документ готов и в ближайшее время будет представлен в правительство, рассказал “Ъ” замглавы Минэкономики Дмитрий Вахруков. «Автотуризм сейчас развивается хаотично и фрагментарно. Есть отдельные программы по ремонту и строительству дорог, заправок, но они почти не привязаны к туристическим объектам,— пояснил господин Вахруков.— Придорожные отели строятся, как правило, в интересах водителей фур и в местах, где наибольший трафик. Задача концепции — синхронизировать все эти процессы».
Понятие «автотуризм» раскрыто в ГОСТе как «разновидность путешествий, в которых основным средством передвижения туриста является персональный автомобиль». По оценке Минэкономики и независимых экспертов, ежегодно по дорогам в РФ передвигаются 22–23 млн автотуристов, их потенциальное число может достигать, по оценкам Российского союза туриндустрии, 42 млн человек. Согласно опросам ВЦИОМа, 39% россиян за последние пять лет совершали туристические поездки на авто. Развитие направления может принести туристической отрасли дополнительно 250 млрд руб. в год, такие прогнозы в июне представил вице-премьер Дмитрий Чернышенко.
Согласно опросам ВЦИОМа, 26% автотуристов не удовлетворены качеством придорожного сервиса. На многих дорогах, жалуются опрошенные, не хватает заправок, парковок, туалетов, мотелей. Между тем в Уральском, Сибирском, Дальневосточном округах объектов дорожного сервиса мало из-за низкой инвестиционной привлекательности и высокой стоимости их создания. По данным аналитического центра НАФИ, 81% путешествующих жалуется также на низкое качество дорог. Авторы концепции упоминают и проблему низкого качества (или полного отсутствия) мобильной связи на многих участках пути следования.
Документ, который в правительстве рассмотрят в начале года, рассчитан на два этапа. В 2024–2025 годах власти собираются разработать программу по развитию автотуризма с планом мероприятий (уже готовится). Минэкономики предлагает в ее рамках в том числе разработать меры господдержки бизнеса для создания инфраструктуры для автотуристов, прежде всего многофункциональных зон (МФЗ, объединяют АЗС, ресторан, магазин, мойку, отель, туалет и т. д.). Сейчас на федеральных дорогах Росавтодора работает более 180 МФЗ, на платных дорогах ГК «Автодор» — около 100 МФЗ.
Дмитрий Вахруков говорит о таких мерах, как, например, налоговые преференции, субсидии, предоставление участков в аренду по льготной ставке без проведения торгов. Однако прежде, полагает чиновник, необходимо закрепить законодательно понятия МФЗ и объектов дорожного сервиса. Стандарты МФЗ, продолжает он, будут разные для разных типов дорог. Типовые проекты таких зон, отметим, уже есть у «Автодора» и мэрии Москвы.
Минэкономики предлагает также синхронизировать развитие основных автотуристических маршрутов с планами дорожников.
Сегодня региональные власти уже ремонтируют такие дороги (1,8 тыс. км участков по итогам года). «Путешествующие приносят добавленную стоимость, пользуются услугами гостиниц, общепита, покупают сувениры,— поясняет Дмитрий Вахруков.— Будем обосновывать это перед Минтрансом и субъектами». Чиновник добавил, что ведомство планирует «договариваться с Минцифрой, чтобы приоритизировать развитие связи на дорогах именно на основных туристических направлениях».
Получить комментарий Минтранса вчера не удалось. Напомним, ГИБДД ранее называла рост числа автотуристов одной из причин увеличения числа ДТП в России в 2023 году.
На втором этапе (2025–2035 годы) Минэкономики предлагает продолжить «совершенствование нормативно-правовой базы и мер господдержки» для развития автотуризма, обеспечить прирост сети туристических маршрутов, формировать «банк земельных участков», где могут быть размещены новые площадки отдыха, объекты дорожного сервиса.
Субъектам федерации концепция предлагает создавать парковки у основных туристских объектов, устанавливать знаки навигации, а также определять «джипинг-маршруты» и маршруты автоэкспедиций на внедорожниках.
Одной из насущных необходимостей в Минэкономики называют развитие рынка проката автодомов.
«Спрос есть, но большинству эта услуга пока недоступна даже в виде аренды из-за дороговизны и малого количества игроков рынка,— поясняет Дмитрий Вахруков.— Мало компаний предлагают услугу, когда автодом можно взять в аренду в одном городе, а оставить в другом. Нужно создавать сеть стоянок, где можно было бы парковаться на автодоме с подключением к электросети, канализации, воде».
МФЗ сегодня строятся с большим трудом, в восточной части страны их почти нет, говорит координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, поскольку инвесторам приходится самостоятельно решать вопросы подключения к коммуникациям (электричеству, газу) и подъездов к дорожной сети. Этим, считает господин Шкуматов, должно заниматься государство, а бизнес должен сосредоточиться на развитии инфраструктуры на самой площадке. Дороги к крупным туристическим объектам, считает эксперт, стоит вывести в отдельную категорию и содержать за счет федерального бюджета.
«Концепция получилась удачная, это важный документ для отрасли, но мы считаем, что развитию кемпингов должно все же уделяться больше внимания — они должны стать ключевым направлением в развитии автотуризма,— добавляет руководитель комитета по автотуризму Российского союза туриндустрии Сергей Лобарев.— Нужно создавать для них площадки, подводить коммуникации, ставить указатели на дорогах, сейчас этого очень мало. Нужно разрабатывать и закреплять законодательно классификацию и стандарты кемпингов».