Паленого бензина и дизельного топлива на заправках за три года стало более чем в два раза меньше. Чтобы свести к минимуму поставки фальсификата, Правительство собирается внедрить систему прослеживаемости топлива от нефтеперерабатывающего завода до бензобака.
Пилотный проект такой системы будет реализован в первой половине 2019-го года на территории Северо-Западного федерального округа, рассказал «Российской газете» министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Решение об этом принято специальной межведомственной рабочей группой, созданной при Росстандарте в рамках государственной комиссии по борьбе с контрафактом, которую возглавляет Денис Мантуров. В рабочую группу вошли представители ведомств, нефтяных компаний и экспертного сообщества.
«В рамках рабочей группы прорабатываются вопросы архитектуры и внедрения системы прослеживаемости топлива от НПЗ до бензобака», — сообщил глава Министерства промышленности и торговли.
Прослеживаться будут количественные и качественные характеристики топлива. Одно обычно прямо вытекает из другого: если с завода ушло 100 тонн топлива, то по бензобакам не может быть разлито 120 тонн.
Сейчас, однако, фальсификат именно так и появляется: к качественному бензину с НПЗ подмешивается продукт с мини-НПЗ, либо к АИ-95 добавляют прямогонный бензин или же к дизельному топливу — судовое или печное топливо, у которого массовая доля серы зашкаливает. Потом эти гремучие смеси под легальными документами поступают на заправки
«Система прослеживаемости как раз и покажет, где произошло подмешивание — на нефтебазе, в ходе транспортировки или уже непосредственно в резервуарах АЗС. Это позволит понять, что мы заливаем в бензобак, а обнаружившаяся «неучтенка» топлива в одном из звеньев этой цепочки (за пределами метрологической погрешности) станет для контролеров ключевым индикатором риска, который укажет на необходимость внеплановой проверки», — пояснил Денис Мантуров.
Участие в пилотном проекте для НПЗ, нефтебаз и АЗС будет добровольным — инициативу проявили сами участники рынка. Источниками данных станут информационные системы вертикально-интегрированных компаний и участников Нефтяного клуба Санкт-Петербурга, агрегировать их будет Росстандарт. По итогам эксперимента ведомство должно разработать механизм всероссийской системы прослеживаемости.
Правительству предстоит определить требования к каналам и формату передачи данных, выбрать независимого оператора системы и подготовить проекты поправок, в том числе определиться с санкциями за отказ передавать данные и за заведомо ложные данные. В рабочей группе при Государственной комиссии по борьбе с контрафактом намечают развертывание системы прослеживаемости на 2020-й год.
Ранее принятые меры по зачистке рынка от фальсификата и контрафакта дали свой эффект, но не решили всех проблем. Власти готовят еще несколько инициатив, которые должны смягчить проблему некачественного топлива до введения системы прослеживаемости.
Во-первых, контролеры Росстандарта получат право проводить контрольные закупки без предварительного уведомления владельца АЗС или нефтебазы. Поправки об этом в законы о техническом регулировании и защите прав юридических лиц уже вносились в Правительство РФ, но вызвали замечания Министерства экономического развития. В ближайшее время доработанные поправки будут внесены Минпромторгом повторно.
Во-вторых, контролеры получат право практически мгновенно приостанавливать продажу подозрительного топлива, не дожидаясь результатов его лабораторных испытаний. Соответствующие поправки в закон о техническом регулировании уже были одобрены Государственной комиссией по борьбе с контрафактом и в декабре направлены Росстандартом в Минпромторг.
Наконец, в-третьих, заправкам запретят продавать «газойли» — дешевое топливо, популярное в небогатых регионах с большим парком старых грузовиков, перепечатывает статью из «Российской газеты» сайт Транс.ру.