Сегодня 28 октября 2021

12.02.2016

По данным Росавтодора, ежегодный ущерб, который наносит тяжеловесный транспорт российским дорогам, составляет 2,5 трлн рублей. Согласно статистике, с превышением установленных нормативов по трассам передвигаются почти 45 процентов грузовиков. Они сильно разрушают дорожное полотно. Поэтому от решения проблемы весового контроля транспорта напрямую зависит вопрос сохранения в должном состоянии дорожной сети.

Служба весового контроля существует в стране шесть лет (с 2010 года). Основная функция ведомства — выявлять несанкционированные случаи проезда автомобилей, общая масса которых не соответствует заданным нормам, и тем самым способствовать сохранности трасс. Ведь «весовые нарушители» обязаны платить штраф, который поступает в фонд ремонта дорог. То есть все логично: разрушаешь дороги — плати.

Правда, до сих пор в системе весового контроля существует ряд проблем: начиная от низкого количества пунктов весового контроля на дорогах и заканчивая разницей во взвешивании одной и той же машины на разных пунктах.

Проблемам и перспективам системы весового контроля на дорогах Сибири была посвящена пресс-конференция, которая прошла в минувшую среду — 3 февраля — в агентстве «Интерфакс-Сибирь».

В пресс-конференции приняли участие президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев, начальник Управления ГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области Сергей Штельмах, начальник отдела контроля международных автомобильных перевозок Сибирского управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александр Круппа и начальник отдела весового контроля ТУАД Новосибирской области Игорь Горожанин.

По мнению собравшихся, только «жесткий контроль и система взысканий с нарушителей, все сборы от которой целевым образом будут направлены на ремонт дорог», способны изменить ситуацию.

Игорь Горожанин сообщил присутствующим, что в ближайшее время в Новосибирской области будут объявлены торги на оборудование региональных автодорог пятью автоматическими пунктами весового контроля транспорта. Все необходимые работы должны быть выполнены до 2018 года.

В Новосибирской области уже работают пять круглосуточных пунктов весового контроля. Принцип их работы следующий: датчики, вмонтированные в асфальт, делают замеры. Останавливать машину не нужно — информация считывается со всех автомобилей на ходу. Камера фиксирует госномер, квитанция на выплату штрафа в случае перегруза отправляется по почте. Стоимость одного такого комплекса сейчас составляет порядка 25 миллионов рублей.

Но даже несмотря на то что, по данным ассоциации РАДОР, службу весового контроля нашего региона считают одной из самых развитых в стране, количества пунктов весового контроля все равно недостаточно (даже если к ним добавить пять, которые только планируется установить).

В долгосрочной перспективе, по словам Игоря Горожанина, количество пунктов весового контроля в регионе должно достигнуть 21.

«Если программа будет исполнена до конца, то 80 процентов региональной сети автомобильных дорог будет контролироваться данными автоматическими комплексами. Это значит, что мы практически уйдем от участия человеческого фактора», — уверен он.

Перевозчики, в свою очередь, предлагают ряд дополнительных мер, которые позволят снизить напряженность в ситуации с весовым контролем и будут способствовать сохранению дорог.

Одна из проблем, которую мы уже упомянули выше, — разница во взвешивании одной и той же машины на разных пунктах. Иногда эта разница может составлять несколько тонн. И такую ситуацию вряд ли можно назвать нормальной, считает Вячеслав Трунаев.

«Вот лишь несколько самых свежих примеров. Грузовик компании «Сибирский экспедитор» в декабре 2015 года следовал по маршруту Владивосток — Пермь. Автопоезд был загружен по нормативам (во всяком случае, динамическое взвешивание в различных регионах перегруз не выявляло), однако на посту весового контроля в Амурской области приборы показали, что нагрузка на одну из осей на 670 кг превышает допустимый уровень. На днях Ространснадзор назначил компании штраф в размере 100 тыс. рублей, а ее руководителю — десять тысяч рублей.

В похожей ситуации недавно оказалась и компания «Автокомпас». Ее машина тоже спокойно прошла через несколько ПВК различных регионов, а вот на пункте весового контроля в Челябинской области инспектор неожиданно заявил, что автомобиль перегружен. Водителю выписали штраф — тысячу рублей, руководителю предприятия — штраф в 50 тыс. руб. Сейчас компания обжалует в суде решение об административном наказании».

Чтобы исключить подобные ситуации, перевозчики предлагают создать единую электронную систему данных о результатах взвешивания большегрузных автомобилей.

«На мой взгляд, все пункты весового контроля РФ должны работать в общей базе в режиме реального времени. И тогда разница в показаниях весов и повторное наказание в пределах одной поездки станут невозможными», — уверен Трунаев.

В дополнение к системе перевозчики также предложили ввести единый сертификат взвешивания. Грузовик с этим документом, полученном на одном весовом пункте, должен быть освобожден от проверки на прочих пунктах весового контроля. Кстати, введение сертификата перевозчики предлагают уже несколько лет. Но совершенно логичная и здравая идея до сих пор не нашла отражения в действующем законодательстве.

«В каждом регионе нужно несколько контрольных весов. В спорной ситуации у перевозчика должна быть возможность поехать на другой весовой пункт и убедиться, что измерения сделаны правильно. Динамические весы должны использоваться в комплексе со стационарными. Увеличить допустимую нагрузку на одиночную ось с 10 до 11 тонн. Кроме этого необходимо создать специализированные штрафстоянки для транспортных средств, задержанных по причине перегруза», — перечислил предложения перевозчиков Трунаев.

Глава ассоциации признал, что зачастую сами грузоотправители сознательно идут на нарушения по весу груза, в связи с этим он предлагает использовать практику наказания грузоотправителей, а не перевозчиков, более активно.

«Соответствующие изменения в Кодексе об административных правонарушениях уже вступили в силу с июля 2015 года. Теперь грузоотправитель, как и перевозчик, отвечает за перегруз. «Превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства… юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство, влечет наложение административного штрафа». Для индивидуальных предпринимателей — 80-100 тыс. рублей, для юридических лиц — 250-400 тыс. рублей.

То есть возможность привлекать грузоотправителей к ответственности все-таки появилась. И уже есть судебные прецеденты применения этого положения КоАП на практике. Так, например, Управление государственного дорожного надзора по Краснодарскому краю и Адыгее осенью 2015 года оштрафовало на 250 тыс. руб. две компании-грузоотправителя. Одно из решений об административном наказании судом было отменено. Надеюсь, что штрафы повлияют на позицию грузоотправителей».

Ася РОМАНОВА, «Новая Сибирь»

Новая Сибирь

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики