Сегодня 14 июля 2024

19.05.2023

В минувший вторник, 16 мая 2023 года, в Новосибирске прошел круглый стол «Реконструкция улицы Софийская». Мероприятие было организовано Сибирской ассоциацией автомобильных перевозчиков.

Президент СААП Вячеслав Трунаев в своем вступительном слове предложил участникам круглого стола смотреть на проблему, связанную с состоянием улицы Софийская, как на частный пример, за которым кроется целый ряд масштабных вопросов, которые касаются сохранения дорог во всем городе.

Он также обратился к журналистам и депутатам с просьбой понять, что, поднимая тему реконструкции дороги на ОбьГЭСе, ассоциация перевозчиков вовсе не добивается права проезда большегрузных автомобилей через этот спальный микрорайон. «Хочу вас разочаровать. У нас абсолютно противоположная цель!», — сказал президент СААП.

Недобросовестные перевозчики нашли короткий путь к Чуйскому тракту

Причины интереса СААП к ситуации с улицой Софийской Вячеслав Трунаев разъяснил в своем вступительном слове:

— Дело в том, что в последние годы эта маленькая улица стихийно превратилась в магистраль для транзитных грузовиков. Спусковым крючком стало открытие в 2017 году после реконструкции автодороги «Верх-Тула – совхоз «Морской». После этого транспорт, идущий с федеральной трассы «Иртыш» в южном направлении, нашел для себя короткий маршрут: через Верх-Тулу на улицу Софийская и дальше по дамбе Новосибирской ГЭС в сторону Чуйского тракта.

Приведу Вам данные Территориального управления автомобильных дорог Новосибирской области об интенсивности движения транспорта по дороге от Верх-Тулы до микрорайона ОбьГЭС. Если в 2018 году по этому маршруту проехал 1 миллион 807 тысяч автомобилей, то в 2022 году уже 2 миллиона 792 тысячи. За пять лет интенсивность движения увеличилась на 54%. В прошлом году максимальный трафик достиг почти 12 тысяч автомобилей в сутки.

Если посмотреть отдельно на трафик грузовиков, то рост еще внушительнее. В 2018 году по дороге проехали 162,3 тысячи грузовиков, в 2022 году — 276,6 тысяч. Грузовой трафик увеличился примерно на 70%. В сегменте большегрузных автомобилей (тягачи с прицепом) интенсивность движения растет еще быстрее. Например, с 2020 по 2022-й год, то есть всего за три года, интенсивность движения увеличилась на 81%.

Все знают, что для грузовиков проезд по дамбе ГЭС запрещен. Так же незаконен он и на участке улицы Софийская в районе жилой застройки. Но штраф за нарушение запрета просто смешной — 500 рублей. А если учесть льготный период, то еще меньше — 250 рублей. Недобросовестным перевозчикам выгоднее заплатить штраф, но сократить путь, не тратить время на то, чтобы выезжать на Чуйский тракт через Бугринский мост.

Новосибирску как воздух нужны транзитные трассы. Большое количество транзитного грузового транспорта на городских улицах создает дополнительные проблемы с безопасностью дорожного движения, увеличивает риск образования заторов на дорогах.

Без таких магистралей как Восточный обход и Юго-Западный транзит наш город просто задохнется в пробках, а местным и региональным бюджетам не хватит никаких денег на восстановление городских улиц, которые быстро разрушаются от запредельной для них нагрузки.

На ремонт дороги по улице Софийская в этом году бюджеты разных уровней потратят больше 100 миллионов рублей. Еще 136 миллионов рублей будет стоить ремонт дороги по дамбе ГЭС. Но при отсутствии реального запрета на движение грузового транспорта в этом направлении отремонтированные дороги быстро придут в негодность.

Месяц назад наша ассоциация обратилась к мэру Новосибирска, информировала его о том, что дорожное полотно на Софийской регулярно разрушается. Я написал ему, что есть два варианта решения этой проблемы.

Первый – запретить трафик грузового транспорта через спальный район и тем самым предотвратить разрушение дороги. Но если мэрия и ГИБДД не в состоянии этого сделать, то тогда есть второе предложение. Оно, прямо скажем, ироничное. Давайте в таком случае увеличим несущую способность дорожного полотна до уровня региональной трассы. Сделаем из Софийской большую магистраль. Конечно, второй вариант в принципе невозможен, поскольку дорога проходит по спальному району. Никакого ответа от мэрии мы, к сожалению, до сих пор не получили.

Отмечу, что хотя мы говорим о превращении улицы Софийской в магистраль с иронией, но, тем не менее, реконструкция этой дороги давным-давно предусмотрена Генпланом Новосибирска.

Сейчас это узкая двухполосная дорога третьей категории. По документам она считается дорогой районного значения. Но интенсивность движения и без грузовиков здесь растет такими темпами, что Софийскую, конечно, надо реконструировать. А это значит, увеличивать количество полос, ширину самих полос, устанавливать освещение, светофоры, обустраивать пешеходные переходы.

В 2021 году муниципалитет корректировал Генплан и снова записал в нем, что эту улицу надо реконструировать. На этот раз поставили срок — до 2025 года.

Готовясь к круглому столу, мы поинтересовались у проектировщиков параметрами реконструкции.  Компания «АРХИГРАД» (она еще в 2018 году по заказу городских властей разработала проект планировки территории ОбьГЭС), сообщила нам, что предусмотрено расширение Софийской до шести полос движения (три полосы в каждом направлении).

Как видите, у проблемы, которую мы сегодня подняли, очень много аспектов. Но, наверное, главное, о чем хотелось бы поговорить, это сохранность дорог. Надеюсь, что сегодня мы устроим мозговой штурм и сформулируем предложения о том, как усилить контроль за сохранностью дорог в Новосибирске.

ГИБДД просила подойти к ремонту Софийской комплексно

Первым к обсуждению темы подключился представитель ГИБДД. Старший госинспектор дорожного надзора Отдела ГИБДД Управления МВД России по городу Новосибирску Борис Глумов проинформировал участников круглого стола о том, что в 2022 году на улице Софийская зарегистрировано три ДТП (в которых четыре человека получили травмы различной степени тяжести) и 38 столкновений с материальным ущербом. С начала 2023 года произошло одно ДТП (в котором один человек пострадал) и восемь столкновений с материальным ущербом.

По его словам, на улице Софийская обустроено шесть пешеходных переходов и два светофорных объекта.

Борис Глумов также отметил, что перед началом ремонта дороги по улице Софийская ОГИБДД направлял в мэрию Новосибирска с просьбой не ограничиваться заменой дорожного полотна, а подойти к ремонту комплексно: привести в надлежащий вид остановочные пункты, выполнить работы по освещению улицы и устройству тротуаров.

Транспортный коридор должен вести к Бугринскому мосту

Городские власти рассматривали возможность реконструкции улицы Софийская, а заодно и примыкающей к ней улицы Варшавская, еще в 2014 году, рассказал собравшимся начальник управления автомобильных дорог мэрии города Новосибирска Сергей Эпов.

В то время планировалось создание транспортного коридора от автомобильной дороги «Новосибирск – Кочки —  Павлодар» до Бугринского моста. Одним из шагов в создание такого коридора стала реконструкция в 2017 году дороги «Верх-Тула – Ленинское». А утвержденная горсоветом в 2018 году программа комплексного развития инфраструктуры Новосибирска предусматривала в 2025 году реконструкцию Софийской.

Как пояснил Сергей Эпов, проект реконструкции должен включать в себя обновление не только Софийской, но и проходящей через промзону улицы Варшавская и следующей за ней улицы, чтобы в итоге вывести грузовой транспорт на Советское шоссе и далее на Бугринский мост.

Однако решение до сих пор не принято. Разработку проектной документации на реконструкцию мэрия пока не заказала. Из экономии средств не решилась даже на капитальный ремонт дороги. В итоге на Софийской сейчас проводится обычный ремонт дорожного полотна.

«У нас планирование превращается в прожектерство!», констатировал член Регионального штаба Общероссийского народного фронта Александр Стефанов. Он напомнил, что реконструкция улицы Софийская планировалась еще на 2018 год, а ее перенос на 2025 году это опять абстракция.

Опасности подвергается Новосибирская ГЭС

Как подчеркнул Сергей Эпов, транспортный коридор для транзитных грузовиков возможен только в сторону Бугринского моста. Через дамбу Новосибирской ГЭС такой коридор невозможен в принципе. Дорога по плотине не рассчитана на проезд тяжеловесных транспортных средств. Их передвижение там очень опасно, поскольку пролетные строения моста расположены непосредственно над турбинами электростанции.

ГЭС — стратегический объект, который должен надежно охраняться. В 2019 году Антитеррористическая комиссия Новосибирской области запретила проезд через ГЭС автомобилей грузоподъемностью более 3,5 тонн. На всех дорогах, ведущих к гидроэлектростанции, были установлены информационные знаки, предупреждающие водителей о данном запрете. Тогда же на здании ГЭС были установлены комплексы фото-видеофиксации, которые отслеживают проезд тяжеловесных транспортных средств.

 

«Чтобы избежать штрафов водители грузовиков закрывают регистрационные номера автомобилей», — рассказал начальник службы безопасности филиала ПАО «РусГидро» – «Новосибирская ГЭС» Антон Якушев. По его словам, ГИБДД периодически проводит рейды, останавливает нарушителей. Но как только инспекторы уезжают, поток грузовиков возобновляется в одночасье.

Нужен автомобильный мост в районе Нижней Ельцовки

Конечно, дорога до Бугринского моста длиннее, чем через плотину ГЭС. И, наверное, рядом с ГЭС, где-нибудь в районе Нижней Ельцовки, должен быть современный автомобильный мост, способный пропускать тяжелые грузовики. Но, как напомнила собравшимся депутат горсовета Светлана Каверзина, строительство моста в этом месте не включено в Генплан Новосибирска до 2030 года. Но в таком случае,  нужен мост хотя бы в районе Матвеевки.

«С точки зрения логистики, соединения транспортных коридоров нижнеельцовский створ, наверное, наиболее перспективный для строительства моста. Может быть, стоит возобновить его обсуждение?», — поддержал идею Александр Стефанов.

Впрочем, он сразу оговорился, что это вопрос концептуальный, а перед участниками круглого стола стоит более злободневная задача — найти способ уберечь от разрушения существующие дороги.

«Давайте начнем с соблюдения закона»

«Если установлено ограничение движения на этом участке дороги, то что мешает ее владельцу и надзорным органам обеспечить соблюдение закона? Давайте с этого начнем. Потому что, если мы не будем соблюдать действующее законодательство, то что бы мы не делали, все остальное будет бессмысленно», — подчеркнул Александр Стефанов.

Бесконечный ремонт дорог при отсутствии контроля за их сохранностью он сравнил с попыткой носить воду в решете. Эксперт также констатировал фактическое прекращение весогабаритного контроля на территории города: «Раньше работали передвижные посты весового контроля, а сейчас даже этого нет. Мы наблюдаем массовое и абсолютно безнаказанное нарушение требований действующего законодательства».

Александр Стефанов также отметил, что в Новосибирске кратно недофинансируются потребности в капитальном ремонте дорог и  призвал депутатов горсовета поскорее установить для муниципальных дорог норматив по межремонтным срокам: «Без этого говорить об эффективности дорожной деятельности не приходится».

Необходимо увеличить штраф за незаконный проезд и усилить контроль со стороны ГИБДД

Председатель Федерации автовладельцев России в Новосибирске Вячеслав Ашурков предложил участникам круглого стола обратиться к депутатам заксобрания и Госдумы с просьбой выступить с законодательной инициативой о повышении размера штрафа за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение грузовых транспортных средств.

«Увеличение штрафа — это первое, что мы должны сейчас сделать. Второе — усиление контроля со стороны ГИБДД», — считает он,—«Конечно, на каждый перекресток патруль не поставить. Но водитель должен понимать, что если патруль его остановит, то штраф будет серьезным».

Участники круглого стола идею поддержали. Президент СААП Вячеслав Трунаев считает, что штраф должен вырасти до 50 тысяч рублей: «Если водитель грузовика получит такой штраф, то он в другой раз подумает ехать ли ему через спальный район или нет».

За увеличение штрафа высказался и председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Законодательного Собрания Новосибирской области Валерий Ильенко. По его словам, заксобрание должно выступить с такой законодательной инициативой.

Но внесение изменений в законодательство дело не быстрое, а проблему сохранности дорог надо решать уже сейчас. Как это можно сделать оперативно, подсказал министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский. Он предложил мэрии Новосибирска установить на Софийской дорожные знаки, ограничивающие движение по полной массе автомобиля.

По его мнению, есть способ и для того, чтобы перекрыть проезд тяжелых грузовиков по плотине ГЭС. Надо лишь установить габаритную рамку. Большегрузные автомобили через нее просто не смогут проехать. Пока от установки рамки воздерживаются из-за того, что через нее не проедут и большие автобусы. Но, по мнению Валерия Ильенко, пора принимать решение. Если для обеспечения безопасности такого стратегического объекта как ГЭС необходимо вместо больших автобусов пустить на маршруты автобусы малой и средней вместимости, придется это сделать.

Валерий Ильенко также обратился к представителям мэрии Новосибирска всерьез подумать о реконструкции улицы Софийская: «Если город Новосибирск примет решение о реконструкции, то я с полной ответственностью говорю, что деньги на это есть».

Предложения участников круглого стола

Отделу ГИБДД Управления МВД России по городу Новосибирску:

— обеспечить проведение регулярных рейдов, обеспечивающих надежный контроль за соблюдением требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение грузовых транспортных средств на участке улицы Софийская от улицы Гидромонтажная до улицы Варшавская, а также на дамбе Новосибирской ГЭС

Законодательному Собранию Новосибирской области, депутатам Государственной Думы РФ от Новосибирской области:

— выступить с законодательной инициативой о повышении (до 50 000 рублей) размера штрафа за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение грузовых транспортных средств (внести изменения в часть 6 статьи 12.16 Кодекса об административных правонарушениях).

Мэрии Новосибирска:

— установить ограничения по общей массе транспортных средств на участке улицы Софийская от улицы Гидромонтажная до улицы Варшавская, а также на дамбе Новосибирской ГЭС

— при въезде на плотину Новосибирской ГЭС установить рамки, ограничивающие проезд большегрузных автомобилей

— провести реконструкцию дороги по улице Софийская

— в рамках ремонта дороги по улице Софийская в 2023 году:

а) провести комплекс работ, в результате которых будет невозможен сток воды с обочины на дорожное полотно

б) сделать ливневую канализацию на некоторых участках дороги, например, у перекрестка Софийской и Варшавской. Это позволит отводить от дорожного полотна Софийской воду, стекающую с Варшавской во время сильных ливней, а также в период весеннего таяния снега

в) расширить перекресток Софийской и Варшавской так, чтобы на нем могли свободно совершать поворот магистральные автопоезда

г) установить светофорный объект на перекрестке Софийской и Варшавской. В зимний период и в ночное время, когда интенсивность движения снижается, светофор может работать в режиме мигающего желтого света

д) обустроить съезды с улицы Софийская на примыкающие улицы (не должно быть перепадов по высоте дорожного полотна, съезды должны быть плавными)

е) обустроить пешеходные переходы в районе конечной остановки автобуса № 45 и в месте выезда из СНТ «Приморский»

ж) обустроить большую стоянку для легковых автомобилей возле парка «У моря» («Бумеранг»). Это позволит исключить хаотичную парковку транспортных средств на обочине улицы Софийской

з) к приемке выполненных подрядной организацией работ по ремонту дороги по улице Софийская привлечь общественность в лице депутатов Законодательного Совета Новосибирской области, Совета депутатов города Новосибирска, членов Общественного совета при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области, председателей СНТ вдоль улицы Софийская.

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики