В Пермском крае завершается монтаж и наладка трех автоматических пунктов весогабаритного контроля транспорта. Портал Properm.ru рассказал, где точно установлены все три комплекса, кого именно будут наказывать за грузовики с излишним весом и при чём здесь система «Платон».
Три автоматических комплекса заработают до конца 2017 года. Они установлены на региональных автодорогах Горнозаводск-граница Свердловской области, Полазна-Чусовой, Голдыри-Орда-Октябрьский. Таким образом, ввесогабаритный контроль будет происходить там, где большегрузы имеют возможность объехать федеральные трассы, подконтрольные «Платону».
Места установки постов весового контроля:
70 км а/д «Горнозаводск — граница со Свердловской областью»
76 км+100 м а/д «Полазна-Чусовой»
Поворот на Орду на а/д «Голдыри-Орда-Октябрьский»
Аналогичные автоматические посты весогабаритного контроля будут запущены и в соседних с Пермским краем регионах. Так, в Свердловской области уже работают три пункта: на 155-м км автодороги «Екатеринбург-Нижний Тагил-Серов», на 346-м км автодороги «Екатеринбург-Нижний Тагил-Серов» и на 22-м км автодороги «Екатеринбург-Реж-Алапаевск». В Удмуртии работает пять автоматических постов в районах Воткинска, Игры, Ижевска, Можги и Сарапула.
Для чего это нужно?
«А вы никогда не ездили в сторону Чусового? Посмотрите на полотно по направлениям Полазна-Чусовой и Чусовой-Полазна. Разница видна невооруженным взглядом, отлично чувствуется пятой точкой. Угадайте, в какую сторону тонары идут груженые? Колея явно под грузовые. Везут в основном щебень», — очень просто описал проблему на одной из региональных дорог Dmitriy_85, пользователь городского форума Teron.ru.
Региональная система автоматического весогабаритного контроля рассчитана на выявление и предотвращение нарушений правил дорожного движения, повышение качества весового и габаритного контроля тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, увеличение срока службы дорожного покрытия и искусственных сооружений, повышение уровня безопасности дорожного движения.
Во многих регионах России взвешивание большегрузного транспорта производилось в ручном режиме, случались и «перекосы», кроме того, сокращение состава ГИБДД и Ространснадзора не позволяет обеспечить удовлетворительный контроль за весом грузовиков и фур. Организация системы весогабаритного контроля связана с внесением изменений в федеральное законодательство, в том числе о передаче контроля над взвешиванием грузов на региональных дорогах субъектам РФ. Это позволит направлять компенсацию от ущерба за проезд крупногабаритных грузов непосредственно в региональные дорожные фонды.
Пилотный проект автоматических пунктов весогабаритного контроля был протестирован в Вологодской области. По данным Росавтодора, с помощью трех таких постов за полгода эксплуатации удалось в 4 раза снизить количество нарушений весогабаритных параметров у грузовых транспортных средств в регионе. До 2,5% сократилась доля нарушителей от общего потока грузовиков.
По словам главы «Росавтодора» Романа Старовойта, каждый третий грузовик сегодня нарушает нормативы по массе, а перегруз фуры в среднем составляет 30%.
Большее количество нарушений приходится на грузовые прицепы со строительными материалами, лесом, песком, щебенкой. За год такие грузовики приносят государству убыток на 1 млрд рублей. Ущерб дорогам, нанесенный перегруженными фурами, приходится возмещать из акцизных денег, вместо того чтобы пускать их на более значимые проекты.
Впрочем подчеркивается, что цель масштабного проекта по оснащению трасс автоматическим весогабаритным контролем состоит не в сборе денег со штрафов на ремонт дорог. Основная цель — обеспечить безопасное движение, ведь превышение весовых показателей превращает большегруз в опасность на дороге, так как все узлы машины рассчитаны на определенные весовые показатели и поведение перегруженной машины не поддается прогнозированию.
Как это устроено?
«Система будет состоять из встроенных в дорожное покрытие датчиков и установленных камер, что позволит измерять вес и габариты транспортного средства во время движения, не требуя снижения скорости или остановки. Система будет определять габаритные размеры и массу автотранспорта, осевые нагрузки, количество колес на оси, а также тип транспортного средства. Кроме того, автоматически будут распознаваться номерные знаки, скорость и направление движения, расположение на дороге и наличие разрешения на провоз груза», — поясняют специалисты Пермского филиала ПАО «Ростелеком», внедряющие все три комплекса на региональных трассах.
После взвешивания система отправляет запрос и проверяет, было ли разрешение на этот вес. Если нормативы превышены, система формирует штраф в автоматическом режиме, который направляется собственнику транспортного средства. Одним из плюсов таких систем считают возможность полностью исключить из процесса человеческий фактор.
Кроме автоматического взвешивания в систему может быть внедрен сервис «сигнал тревоги». Когда система обнаружит, что фура перегружена уже настолько, что ее нужно не штрафовать, а остановить как можно скорее, пока это не привело к серьезной аварии, она проинформирует об этом ДПС для принятия оперативных мер.
Есть ли проблема с погрешностью измерений? Есть, по мнению представителей бизнеса, и у этой проблемы могут быть серьезные последствия.
Измерение с погрешностями может в разы увеличить штраф, который серьезно подкосит устойчивость малого предприятия.
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) в июне 2017 года обобщил и направил в правительство РФ ряд компромиссных предложений: «щадящий» тестовый режим запуска новых комплексов, массовая проверка работоспособности действующих автоматизированных пунктов, указание в КоАП на неприменение штрафов за нарушение до 10% по осям, 5% — по общей массе и до 15 см — по габаритам при фиксации при помощи АСВГК.
При чем здесь «Платон»?
К 2020 году «Росавтодор» анонсирует 387 автоматических пунктов весогабаритного контроля.
«Нас ожидает весьма амбициозная перспектива — покрытие дорожной сети с пространственным шагом в 134 км (в США на сегодня АПВГК расположены в среднем через 125 км),— говорит о развитии таких комплексов Владимир Речицкий, научный руководитель Научно-технического совета Торгово-промышленной палаты России. — На региональных дорожных сетях (515,8 тыс. км) лет за пять-шесть общее число АПВГК подтянется, очевидно, к той же цифре, но четыре сотни АПВГК сосредоточатся в основном только в «продвинутых» регионах, где пространственный шаг их расстановки распределится на наиболее загруженных дорогах в весьма произвольных пределах, скажем, от 150 до 400 км, чего будет явно недостаточно для полноценного контроля транспортных потоков в целом».
По словам Владимира Речинского, в проблеме «большого шага» таких комплексов решением может стать совмещение весогабаритного контроля и системы «Платон». При логичном и технически легко достижимом совмещении с «конструктивно близкими» им АПВГК, обеспечит уникальное покрытие федеральных дорог в части мониторинга нарушений весогабаритных параметров АТС и подведет итоговую ситуацию к неизбежности наказания для нарушителей законодательно установленных нормативов.
«В реальной перспективе это совмещение значительно продвинет вперед эффективность аналогичной программы на региональных дорожных сетях, внимание к которым «Платон» уже активно демонстрирует», — поясняет эксперт.
АПВГК в подробностях
Установленный на автодороге Голдыри — Орда пункт весогабаритного контроля будет работать в тестовом режиме с января по март. В дальнейшем система перейдет в рабочий режим. Об этом рассказывает газета «Верный путь» Ординского района Пермского края. На месте установки побывал корреспондент Дмитрий Зеленкин.
Внешне конструкция представляет собой что-то вроде трех металлических ворот. На крайних стоят скоростные и обзорные камеры.
— Также объективы фиксируют номерные знаки, — рассказывает ведущий инженер ПАО «Ростелеком» Алексей Белоус. — Обзорная съемка необходима для наблюдения за пунктом контроля. А также эти камеры снимают автомобили с разных сторон. Когда возникает спорная ситуация, когда нужно доказать, что именно этот автомобиль допустил нарушение.
На центральной П-образной рамке расположены сенсоры измерения габаритов. В асфальт вмонтированы модули со встроенными датчиками, которые фиксируют полную массу, осевые нагрузки, количество осей автомобиля, количество колес на оси и тип транспортного средства.
— Каждая ось грузовой машины, проезжая по тому месту, где вмонтирован датчик, оказывает на него давление, — рассказывает ведущий инженер компании «Ростелеком» Алексей Белоус. — Одновременно сенсоры измеряют габариты автомобиля. Контрольный пункт полностью автоматизирован и не требует присутствия операторов. Электропитание подается через ЛЭП.
Датчики и камеры передают данные в информационную систему автоматизации расчета ущерба за перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов в управление автодорог и транспорта Прикамья. Если ущерба нет, то данные хранятся непродолжительное время и удаляются.
— Есть нарушение — автомобиль превышает допустимые параметры или отсутствуют специальные разрешения на них система автоматически сформирует материалы для дальнейшего вынесения постановления об административном правонарушении, — рассказали в пресс-службе компании «Ростелеком».
Датчики срабатывают при движении автомобиля со скоростью от 5 километров в час. Прежде чем запустить систему в эксплуатацию, ее протестируют, а весы откалибруют. Работы компания «Ростелеком» планирует завершить до конца года.
Стоимость работ по установке трех пунктов составляет 183,6 млн рублей.