Сегодня 3 декабря 2024

29.05.2017

В рамках международного форума «Транспорт Сибири» в Новосибирске прошел круглый стол на тему «Роль телемедицины в решении проблем безопасности дорожного движения». Организаторами мероприятия выступили Сибирская ассоциация автомобильных перевозчиков и УГИБДД  ГУ МВД России по Новосибирской области.

Открыл круглый стол начальник УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области Сергей Штельмах. Он напомнил, что для обеспечения безопасности дорожного движения очень важно, чтобы водитель прошел предрейсовый медицинский осмотр. За рулем транспортного средства, тем более – многотонного грузовика – не должен оказаться нетрезвый человек или человек с плохим состоянием здоровья (например, с повышенным уровнем артериального давления).

Однако сейчас зачастую предрейсовый медицинский осмотр водителей – не более чем формальность. А в дальних рейсах даже при желании водитель никак не может пройти такой медосмотр. «Но благодаря телемедицине основные параметры здоровья теперь можно контролировать и дистанционно. Это позволяет сделать реальным предрейсовый медицинский осмотр», — сказал в своем вступительном слове президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев.

«То, что мы сегодня открываем круглый стол о телемедицине с преимущественным участием автоперевозчиков, это наверное логично для Новосибирска. Но телемедицина затрагивает не только транспорт. Она актуальна для компаний, которые имеют производства в труднодоступных местах, далеко от цивилизации. Медицинская помощь нужна и там. Именно поэтому сегодня в круглом столе принимают участие не только разработчики системы телемедицины, но также медики и юристы», — сказала модератор круглого стола, директор «Института регионального маркетинга и креативных индустрий» Лада Юрченко.

Одним из разработчиков систем телемедицины в России является ГК «Телемедик».  По словам председателя совета директоров ГК «Телемедик» Юрия Фисенко, сейчас в 25 регионах России работают уже три сотни программно-аппаратных комплекса «Телемедик», с помощью которых водители дистанционно проходят предрейсовый медосмотр.

С помощью таких комплексов водители самостоятельно замеряют давление и пульс. Каждый человек идентифицируется с помощью видеокамеры. Медик – а он может находиться за тысячи километров – дистанционно контролирует полученные данные и принимает решение о допуске водителя к работе, ставит свою электронно-цифровую подпись. Если показатели здоровья отличаются от нормативных, медик направит такого человека на дополнительное освидетельствование в ближайшую больницу.

Фисенко уверен, что медосмотр с помощью телемедицины выгоден всем: и самому работнику, и работодателю, и надзорным органам. По его наблюдениям, при переходе на дистанционный контроль здоровья количество недопусков в первый месяц довольно высоко, но затем снижается до 1%. Водители дисциплинируются и начинают следить за своим здоровьем.

Опытом экспериментального использования системы «Телемедик» поделились с собравшимися представители нескольких транспортных и производственных компаний.

«Мы получили средство объективного контроля здоровья водителей», — доволен главный механик ООО «Континент ТЭК» Владимир Бирюков. «Через компьютер или смартфон руководитель автотранспортного предприятия в любую минуту может проконтролировать прошел тот или иной водитель медосмотр или нет», — объясняет генеральный директор компании «Навигатор-Юг» (Краснодарский край) Иван Кузьменко.

По словам Бирюкова, сейчас у водителей и медиков складываются личные отношения и поэтому объективность контроля иногда вызывает сомнения. В длительных рейсах вообще остается лишь надеяться на добросовестность водителя. «Бывают случаи, когда водитель в другом городе напивается пьяным. Приходится самолетом посылать туда другого водителя, чтобы продолжил рейс, доставил груз до места назначения», — рассказывает Бирюков. Он считает, что дистанционный контроль здоровья становится хорошим стимулом к повышению самодисциплины водителей.

«У нас ежедневно уходят в рейс 45 — 60 человек. Быстро проверить всех не получается.  Поэтому процедура медосмотра растягивается с половины седьмого до половины девятого утра. Теряем много рабочего времени. А если установить несколько комплексов дистанционного контроля, то медосмотр будет проходить значительно быстрее», — рассчитывает директор по транспорту и логистике АО «Искитимцемент» Константин Троегубов.

Довольна первым опытом дистанционного контроля здоровья водителей и заместитель генерального директора транспортной компании «Лонгран Логистик» Алина Атланова: «У нас 200 автомобилей и, соответственно, более 300 водителей. И нам крайне интересно было бы внедрить систему дистанционного прохождения предрейсового медосмотра. Мы попробовали это сделать. Все хорошо. Одни плюсы».

Впрочем, говорили директора транспортных компаний и о том, что их тревожит в связи с переходом на дистанционное прохождение медосмотра. А тревожит их одно —  насколько легитимная такая процедура, будут ли надзорные органы признавать ее результаты?

«Наш юрист говорит, что пока это не легитимно. В рекомендациях Минздрава очень четко прописано, что медработнику нужно увидеть водителя, посмотреть зрачки и кожные покровы», — объясняла Алина Атланова.

Сомнения в том, что прибор сможет выявить наркомана, медики высказывали и в ходе круглого стола. «Когда передо мной сидит человек, то я могу заподозрить по изменению зрачковой реакции на свет, по его речи (замедленная она или ускоренная), по координации движений. А как все это выявить при дистанционном проведении осмотров?», — интересовалась заместитель главного врача по медицинской части ГБУЗ Новосибирской области «Новосибирский областной клинический наркологический диспансер» Ольга Патрикеева.

«Моя позиция — я как за традиционные осмотры, так и за телемедицину. Потому что любой осмотр, имеющий под собой какую-то объективизацию, это всегда лучше, чем осмотр, которого фактически не было», — отметила заместитель главного врача по экспертизе профпригодности НУЗ «Дорожная клиническая больница» Инна Кожемякина.

По ее словам, с точки зрения законодательных актов медосмотр — это действительно какой-то визуальный контакт. Поэтому на железной дороге, говоря о телемедицине, используют термин дистанционный контроль состояния здоровья. РЖД не планирует отказываться от традиционных медосмотров, но постепенно развивает и систему дистанционного контроля. В отличии от «Телемедика» в ней предусмотрен еще и аудиоконтакт водителя и фельдшера, который при необходимости может задать уточняющие вопросы.

О перспективах принятия закона о телемедицине и правовых аспектах процедуры дистанционного медосмотра в ходе круглого стола рассказал управляющий партнер ООО «Юридическая фирма «Бизнес и право» Евгений Сизов. Он напомнил, что Минздрав пытался забрать себе рынок предрейсовых осмотров. Несколько лет назад министерство внесло предложение лишить частные клиники права на проведение таких осмотров. А в законопроекте, разработанном Минздравом, доказывалось, что телемедицина — это новая услуга, и значит, нужны определенные правила ее лицензирования, переподготовка медиков. То есть, ведомство хотело получить надзорные функции.

«Последовало достаточно резкое экспертное заключение правительства. Медикам предложили не переворачивать ситуацию с ног на голову. Телемедицина — это не новая услуга, а просто новая площадка взаимоотношений между врачами и пациентами. А значит не надо дополнительного регулирования», — отметил Евгений Сизов.

По его словам, сейчас в Госдуму внесен правительственный законопроект о телемедицине, который в том числе позволит проводить дистанционно медицинские осмотры.

«Но если закон не будет содержать требования к минздраву об изменении подзаконных нормативных актов, то мы получим отличный закон без механизма его реализации. Необходимо обозначить срок для внесения изменений в подзаконные нормативные акты», — предупредил Евгений Сизов.

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики