Сферы саморегулирования расширяются. Вслед за появлением института саморегулирования в сфере арбитражного управления и оценки депутаты намерены ввести механизм саморегулирования и в автотранспортной деятельности. В Госдуме готовится к внесению проект закона о внесении изменений в отдельные федеральные законы в связи с установлением института саморегулируемых организаций перевозчиков. Рабочий вариант федерального проекта закона есть в распоряжении редакции.
Отмена лицензирования перевозок автомобильным транспортом в 2005 году должна была устранить излишние административные барьеры и предоставить бизнесу больше свобод. И действительно, количество автотранспортных средств, используемых в коммерческих целях, в 2008 году перевалило за 6 млн единиц.
Но ослабление бюрократических рычагов привело к бесконтрольности этого сегмента рынка, более 80% оборота которого остаются сегодня в тени. Естественно, это отражается на изношенности автотранспортного парка и на низком уровне профессиональной подготовки водителей. Для потребителей это положение осложняется тем, что сегодня практически полностью отсутствует практика страхования ответственности автоперевозчика.
Проект закона, подготовленный депутатами, определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа автобусами, трамваями, троллейбусами и грузовыми автомобилями.
В проекте закона сказано, что деятельность по перевозке пассажиров и багажа осуществляется только перевозчиками, являющимися членами саморегулируемых организаций перевозчиков. Саморегулируемой организацией перевозчиков признается некоммерческая организация, целями которой являются регулирование и контроль деятельности по осуществлению перевозок пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами, включенная в государственный реестр саморегулируемых организаций и объединяющая на условиях членства субъектов, осуществляющих деятельность по осуществлению перевозок пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами.
Объединяться в составе такой организации должно не менее чем сто человек. При этом у каждого члена саморегулируемой организации должен быть договор обязательного страхования ответственности не менее чем 1 млн рублей.
Компенсационный фонд организации формируется за счет взносов членов саморегулируемой организации (не менее чем 3 тысячи рублей на каждое транспортное средство, которое выполняет перевозку пассажиров, багажа и грузов).
Автотранспортники считают, что подобный закон крайне необходим. «Введение механизмов саморегулирования автотранспортной деятельности будет способствовать установлению твердых правил на рынке, повлечет за собой приток инвестиций в отрасль, а также внедрение стандартов деятельности — развитие современных, инновационных технологий управления», — считает генеральный директор Саморегулируемой ассоциации автомобильных перевозчиковСтанислав Швагерус.
13.01.2009 / МАРИНА СОКОЛОВСКАЯ
Материал опубликован в «Газете» №3 от 14.01.2009г.