Рынок новых полуприцепов сохраняет тенденцию к усилению акцента на импорт. На фоне санкций новости из промышленного сектора дружественных стран привлекают к себе больше внимания. Свежий инфоповод предоставила компании Orthaus Trailers, пригласив на завод в городке Акъязы провинции Сакарья. Именно оттуда в Россию везут прицепную технику с маркировкой made in Turkey.
В России спрос на новые грузовики в июле-сентябре вырос на 35 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, подсчитали в «Авито». Если на рынке седельных тягачей замена европейских брендов идет преимущественно китайскими большегрузами, то на прицепном фронте в фаворитах турецкие изделия.
И дело не только в санкциях. Из-за дороговизны энергоносителей внушительная часть прицепного состава для европейского рынка теперь идет из Турции, и там очень внимательно следят за качеством выпускаемой продукции. Отсюда комплектующие ведущих европейских брендов и самые современные технологии обработки, резки, сварки, сборки, окраски и антикоррозионной защиты. И если к прицепной технике made in China отношение российских транспортников пока весьма настороженное, то о турецкой продукции такого не скажешь – ей доверяют!
Турецкий бренд Orthaus Trailers в этом году отметил 10-летие на российском рынке. Время подводить итоги и всматриваться в будущее. Если раньше компания уделяла основное внимание стандартным моделям, например шторным полуприцепам, то теперь фокус сместился на разработку транспортного решения исключительно под бизнес-задачи клиента. Например, четырехосный «шторник» Orthaus V4 внутренней длиной 16,5 м стал бестселлером продаж.
Исполнительный директор ООО «Ортхаус Трайлерс Рус» Герман Вертов отмечает растущий спрос на это транспортное решение со стороны российских перевозчиков. «Все больше и больше заказчиков открывают для себя весь потенциал роста эффективности и экономии», – говорит он. «Мы учитываем все нюансы технического задания: что, в каких количествах и на какие расстояния клиент будет перевозить». Особое внимание уделяется весогабаритным параметрам, чтобы предложить оптимальное и выгодное решение, соблюдая все законодательные нормы. В планах компании выпуск самосвальных полуприцепов и низкорамных тралов для российского рынка. Для этого у турецкого производителя есть все необходимое, в том числе и главное – гибкое и высокотехнологичное производство на котором мне удалось побывать.
История немецкого бренда Orthaus уходит корнями в 1925 год, когда братья Ортхаус начали выпускать конные повозки. Долгое время компания специализировалась на производстве полуприцепов-стекловозов. В 2011 году турецкие инвесторы выкупили бренд Orthaus и построили новый завод в одной из центральных промышленных зон региона Мраморное море, городке Акъязы турецкой провинции Сакарья.
«Почему решили купить европейский бренд, а не использовать что-то местное?» – поинтересовался я у члена совета директоров Orthaus Trailers Исмаила Карааслана. «У российских перевозчиков на слуху европейские марки, технике из западных стран больше доверия. Производство ориентировано на Россию, поэтому мы решили взять именно такую бизнес-модель», – ответил мой собеседник. Кстати, собственники завода также владеют крупной транспортной компанией в России, а значит, все нюансы выбора подвижного состава им видны, что называется, изнутри.
В прошлом году в Россию было отправлено 1500 прицепов, 50 % от всей производственной программы Orthaus Trailers. Погоду в российских продажах делали тентовые полуприцепы для транспортировки универсальных грузов. На трех- и четырехосные модели длиной 13,6 м и 16,5 м пришлось 60 % всех продаж. На второй строчке по массовости спроса – полуприцепы-контейнеровозы (17 %), на третьем – рефрижераторные модели (13 %). Около 6 % сбыта пришлось на рулоновозы, 3 % – на зерновозы и только 1 % – на самосвальные модели.
Продукция Orthaus Trailers пользуется популярностью и в Турции: доля внутреннего рынка составляет 30 %, компания занимает второе место среди локальных брендов, уступая только марке Tirsan. А еще полуприцепы с желтой эмблемой заказывают в Англии, Израиле и ЕС – доля таких потребителей приближается к 20 %. Это говорит о том, что бренд стремится расширить свое глобальное присутствие.
План на этот год – произвести 5000 полуприцепов, а в следующем планируется нарастить объем выпуска до 7000 единиц. Всего же предприятие рассчитано на выпуск 15 000 единиц техники в год. Завод разместился на площади 11 га, где на долю производственных, складских и офисных помещений приходится 21 000 м2.
Длина конвейерной линии – 1,8 км. На начальных этапах выполняется сварка рамы и прочих несущих металлоконструкций, предварительно обработанных в заготовительном цеху – он расположен в отдельной локации.
Главный поставщик металла – ArcelorMittal. Для изготовления лонжеронов, поперечин и профилей внешней рамы используются высокопрочные стали S500 и S700, а самосвальные кузова сваривают из износостойкой стали Hardox 450. Применение высококачественных материалов и передовых сварочных технологий позволяет полуприцепам Orthaus держать оптимальный баланс небольшой собственной массы без потери надежности. Например, снаряженная масса трехосных тентованных полуприцепов стартует от 3800 кг.
Интересный факт: лонжероны рамы четырехосных полуприцепов удлиняют с помощью вставок с болтовым крепежом. Такое решение позволяет упростить логистику: длинные лонжероны целиком превышают транспортный габарит.
Особая гордость завода – автоматизированный окрасочный комплекс с катафорезным грунтованием KTL. В сочетании с современной дробеструйной обработкой и цинк-фосфатированием это обеспечивает высокое качество покрытия. Здесь турецкая продукция не уступает лучшим европейским образцам. Неспроста завод дает 10-летнюю гарантию от сквозной коррозии.
Толщина получаемого в результате слоя грунта в среднем – 30 мкм. Этого вполне достаточно, чтобы обеспечить надлежащую антикоррозионную защиту даже в условиях зимней эксплуатации. Финальный слой лакокрасочного покрытия наносится электростатикой. Он добавляет защиты и повышает эстетическую привлекательность транспортного средства.
Шасси поступают на сборку по подвесному конвейеру. Оси SAF и BPW, в их многочисленных исполнениях с пневматической или рессорной подвеской, завод получает уже в готовом виде из Европы. Тормозные системы на те или иные конфигурации полуприцепов, в зависимости от версии, ставятся Knorr-Bremse или WABCO с модуляторами TEBS-Е. В Россию сейчас главным образом направляются Knorr-Bremse. Среди российских перевозчиков бытует мнение, что европейские компоненты со временем «станут обузой» по причине прекращения поставок в страну. В «Ортхаус Трайлерс Рус» спешат успокоить скептиков: риска возникновения дефицита запасных частей нет.
После сборки ходовой части, монтажа пневматики и электрики, шасси поступают на промежуточный контроль с программированием электронных блоков, а финальные этапы производственного процесса предусматривают монтаж пола и установку надстройки.
В день нашего посещения завода, сборочный цех был заполнен шторными трех- и четырехосными моделями габаритной длиной 13,6 и 16,7 м. К особенностям их исполнения относится подъемная крыша для удобства погрузки и выгрузки, система «Антилед» для очистки крыши от снега и наледи, а также закладные для установки коников. Последнее делает транспортное решение более универсальным. Отдельного внимания достоин шторный полуприцеп Orthaus Coil V4 для перевозки рулонов металла, где чрезвычайно важна прочность и каждая дополнительная тонна перевезенного груза. Рулоновоз вышел на российский рынок в 2022 году.
Кстати, российским клиентам также доступен рефрижераторный полуприцеп Orthaus FR4, который был запущен в серийное производство в прошлом году. Продукт частично локализован: монтируемый на шасси изотермический фургон изготавливает рязанский завод ЦТТМ. «Рефы» предлагаются в двух исполнениях: стандартном трехосном длиной 13,6 м и удлиненном четырехосном (17,2 м), вмещающем 41 палету.
Конечно, российский рынок, балансирующий на грани дефицита, готов поглотить абсолютно любую продукцию, но Orthaus Trailers рассчитана не на сиюминутный результат. Компания намерена играть вдолгую. Она планомерно строит свои отношения с клиентами и партнерами в РФ. И в этом, безусловно, залог ее долгосрочного успеха, многократно усиливающий три фундаментальных составляющих: здоровые амбиции, профессиональный коллектив, современное производство.