Вряд ли будет преувеличением сказать, что с той ситуацией, которая сейчас сложилась на рынке грузовых перевозок, отрасль на современном этапе сталкивается впервые. Потому что не просто «просели» объемы на каком-то из направлений, а некоторые направления, главным образом европейское, оказались закрытыми по большому перечню товарных позиций. Как итог, транспортным компаниям приходится экстренно переориентироваться на новые рынки и выстраивать новые логистические схемы.
Добавим к этому проблемы с расчетами в валюте, сложности с обновлением автопарка, да и в принципе, значительное сокращение доходов.
Что в такой ситуации государство может сделать для грузовых перевозчиков? Мы постарались собрать то, что уже принято или планируют принять для поддержки автотранспортных компаний.
Обращения бизнеса
Начнем с того, что за последний месяц с соответствующими просьбами в Правительство обратились чуть ли не все существующие в России ассоциации перевозчиков и логистов, да и просто объединившие свои усилия транспортные компании.
Так, например, одно из основных предложений ассоциации «Грузавтотранс» — приостановление хотя бы на полгода работы системы «Платон».
Кроме того, в ассоциации попросили обнулить транспортный налог, уменьшить штрафы по весогабаритному контролю и поспособствовать снижению цен на дизельное топливо.
В свою очередь, Национальный союз экспертов в сфере транспорта и логистики выступил с инициативой ввести мораторий на повышение тарифов на проезд по платным дорогам.
Его представители также предложили и такие меры, как: сокращение фискальной нагрузки и «заморозку» всех неналоговых платежей, дотации на покупку грузовой техники и льготные ставки по кредитам и лизингу, возможность оплачивать прямые расходы из валютной выручки до обязательной продажи и в целом сократить административную нагрузку.
В Межрегиональной ассоциации курьерских служб в обращении к Правительству тоже составили свой перечень мер.
А именно: снизить ставку НДС и ставку эквайринга, возобновить программу льготного лизинга, выделить субсидии на закупку российских программных продуктов для автоматизации логистических процессов, не допускать изменений по действующим кредитным и лизинговым договорам, освободить на два года от уплаты транспортного налога и пр.
Недавно своими способами поддержки отрасли в письме к бизнес-омбудсмену Борису Титову поделились и ряд транспортных компаний, в том числе ПЭК, Dentro, СПАК и др.
Они просят предоставить субсидируемые кредиты на пополнение оборотных средств, закрепить решением Центробанка максимальный размер биржевой разницы между курсом покупки и продажи валюты, отменить транспортный налог, перевести на год автоматические пункты весогабаритного контроля в режим мониторинга — без вынесения штрафов в случае зафиксированного нарушения, расширить перечень исключений из весенних ограничений и т.п.
Что же из просимого бизнесом уже сделано или делается?
Отмена весенних ограничений
К сожалению, это не касается всей территории страны — в большей части регионов традиционные ограничения все-таки вводятся (вы можете увидеть актуальные данные здесь).
Однако власти некоторых субъектов РФ действительно пошли на отмену «просушки» дорог, а некоторые изначально отказались ее проводить.
Так, например, в текущем сезоне не планируют вводить весенние ограничения в Смоленской, Тамбовской, Тверской, Калининградской и Пензенской областях.
«Просушку» дорог уже отменили в Башкортостане и Уфе, в Удмуртии, Липецкой и Челябинской областях.
В свою очередь, в Костромской области в список исключений внесли перевозку продукции деревообработки, а в Новосибирске — технику, занятую в строительстве.
Отказ от штрафов за мелкие нарушения при грузоперевозках
По информации издания «Коммерсантъ», МВД уже разослало рекомендации в регионы, в соответствии с которыми перевозчиков товаров народного потребления, сельскохозяйственной продукции и грузов, необходимых для устойчивого развития экономики, не следует наказывать за незначительные нарушения ПДД, если те не создали действительной угрозы для безопасности дорожного движения.
Вместо штрафов в МВД рекомендуют обходиться устным предупреждением.
Кроме того, если верить письму МВД, перевозчиков не будут привлекать к ответственности за некоторые неисправности транспортного средства: неработающая фара, проблемы со стеклоомывателем, повышенная шумность двигателя, неработающий звуковой сигнал и т.п.
Ведомство также рекомендует подразделениям ГИБДД минимизировать рейды по весогабаритному контролю и отказаться от значительной части плановых проверок бизнеса.
Увеличен срок действия разового пропуска в Москву
Теперь вместо 5 дней разовый пропуск на въезд грузовых автомобилей в Москву будет действовать в течение 10 дней.
Подписанным постановлением также сокращен срок ожидания пропуска сроком до года — с 14 до 10 рабочих дней.
Кроме того, до конца года упрощены условия подачи заявки на ночной пропуск: не требуется предъявление таких документов, как договор на перевозку груза, специальное разрешение для тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, свидетельство СПС для перевозки скоропортящихся грузов, специальное разрешение для опасных грузов и подтверждение права на пользованием грузовиком (договор аренды, лизинга и т.п.).
Среди временно отмененных также значатся те документы, которые подтверждают необходимость следования к месту стоянки: специальное парковочное разрешение или договор на парковочные места для грузовиков.
Однако, подчеркнем, сокращение пакета документов касается только ночного пропуска.
Уплату утилизационного сбора перенесли на конец года
Отечественные производители смогут рассчитаться по утилизационному сбору как за I-III кварталы 2022-го года, так и за IV квартал 2021-го года лишь в декабре этого года.
Считается, что это снизит текущую нагрузку на автоконцерны, а одновременно и затормозит повышение цен на производимые в России транспортные средства.
При пересечении границы планируют ослабить весовой контроль
Правда, речь идет только о продовольствии и товарах первой необходимости.
В соответствии с законопроектом, который уже внесен на рассмотрение Государственной Думы, такие грузы могут освободить от весогабаритного контроля в автомобильных пунктах пропуска как минимум на полгода.
Этим же документом, кроме того, предусматривается возможность открытия пограничных переходов даже в случае, если там еще не завершены строительные работы, работы по реконструкции, переоборудованию и т.п.
Законопроект также разрешает многократное использование иностранных контейнеров, временно ввезенных на территорию РФ (на данный момент их можно использовать лишь один раз).
Но отменят ли систему «Платон»?
Просто такой законопроект на рассмотрение Государственной Думы тоже внесли.
Что примечательно, в нем говорится даже не о временной приостановке взимания платы за проезд для большегрузов по федеральным трассам, а о полной отмене системы.
И вот то, что такое решение примут, кажется очень даже сомнительным.
Мы ведь помним, как на заре коронавирусного кризиса говорили о возможности приостановить «Платон», однако в итоге работу системы оставили без изменений, даже от регулярного повышения тарифа не отказались.
А вот программу льготного лизинга пока возобновлять не планируют
Как объяснили в Министерстве промышленности и торговли, до тех пор, пока не выстроятся новые логистические цепочки поставки комплектующих и производство автомобилей не стабилизируется, запускать программу льготного лизинга не имеет смысла.
Когда именно такие цепочки выстроятся и наступят подходящие условия для поддержки отрасли автомобильных перевозчиков, пока, естественно, не очень понятно…
Напомним: программа льготного лизинга предусматривает субсидии лизинговым организациям, реализующим транспорт, произведенный в России.
Эти субсидии, в свою очередь, идут на предоставление скидки по договорам лизинга — в среднем, 10-12,5% от стоимости транспортного средства (но если речь идет о тягачах Евро-6, то планировалась даже 20-процентная скидка) на авансовый платеж.
Региональный ответ
Добавим также, что в некоторых регионах предприняли свои меры для поддержки отрасли грузовых перевозок.
Так, например, в Хакасии автоматические пункты весогабаритного контроля до 1-го июня этого года перевели в режим мониторинга. То есть: в течение двух месяцев они будут работать без вынесения штрафов даже в случае фиксации нарушения.
В Ульяновской области местным поставщикам собираются компенсировать до половины затрат на доставку грузов.
То же самое планируют сделать и в Алтайском крае. Правда, объем помощи там пока не уточняется.
Кроме того, во многих регионах созданы оперативные штабы для решения логистических проблем и организации грузовых перевозок по новым схемам.