Акции «Камаза» вчера вновь подскочили в цене: в течение дня рост на Московской бирже доходил до 5,2%. К закрытию обыкновенные акции «Камаза» подорожали на 2,73% до 37,9 млрд руб. (привилегированные не торгуются), индекс потерял 0,4%.
Вчера «Камаз» опубликовал квартальный отчет по РСБУ, но он вряд ли мог привести к росту акций, считают аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов и аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк. За девять месяцев выручка «Камаза» снизилась на 6% до 77,2 млрд руб., чистая прибыль — на 23,4% до 2,5 млрд руб. Внутренние продажи — на 10,6% до 26 611 грузовых автомобилей и сборочных комплектов. Весь рынок грузовых автомобилей массой 14-40 т упал на 33,4%, доля «Камаза» на нем выросла на 11,8 п. п. до 45,6%. Экспорт в III квартале упал на 40% (во II квартале он вырос на 45%) — завершилось формирование запасов в Казахстане перед введением в республике экологического стандарта «Евро-4», пояснил представитель «Камаза».
Беспалов считает, что причиной роста, скорее всего, стала пятничная новость: кипрская Avtoinvest Limited снизила свою долю в «Камазе» с 24,53 до 20,81%. Эта компания контролируется консорциумом инвесторов под управлением Рубена Варданяна. Летом стало известно, что консорциум, владевший на тот момент 27,3% «Камаза», рассчитывает до конца года продать эти акции Daimler. Об этом «Ведомостям» рассказывал управляющий директор «Ростеха» по инвестициям Сергей Скворцов (у госкорпорации 49,9% «Камаза», сокращать пакет не планируется). О том, что немецкий акционер «Камаза» может получить 42-45% его акций, говорил и гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. Он добавил, что переговоры могут завершиться до конца 2013 г. После этих заявлений акции «Камаза» в течение последних месяцев несколько раз подскакивали в цене без видимых причин (например, 4 сентября — почти на 15%, см. график), замечает Беспалов: инвесторы надеются, что Daimler превысит порог в 30% и объявит оферту миноритариям. С этими ожиданиями может быть связан и вчерашний рост, добавляет он. Этого не исключает и инвестиционный директор SI Capital Partners Иван Бончев.
Сейчас у немецкого автоконцерна 11% «Камаза», еще 4% — у ЕБРР в совместном управлении. У Daimler есть разрешение от ФАС на увеличение пакета до блокирующего, но этого пока тоже не произошло.
Сделка по продаже 3,72%-ного пакета, принадлежавшего Avtoinvest Limited, техническая, в будущем их предполагается продать Daimler, пояснил «Ведомостям» источник, близкий к одному из акционеров. Но договоренностей с немецким автоконцерном еще нет, подчеркнул он. Бенефициар пакета изменился, сказал собеседник «Ведомостей», но имя не назвал. Это не Daimler и не «Ростех», лишь заметил он. ЕБРР в этой сделке не участвовал, сказал другой источник, близкий к акционерам «Камаза». Бумаги «Камаза» низколиквидные и подобные новости всегда приводят к резким скачкам цены акций, отмечает Шенк.