Условия работы грузовых автоперевозчиков на границе с Китаем с начала апреля усложнились. По данным российских таможенных органов и транспортно-логистических операторов, китайская сторона ограничила число автопоездов, пропускаемых в сутки, а также ввела дополнительные требования к их водителям.
Если в январе этого года Россия сначала ввела ограничения на грузовые автоперевозки с Китаем, но затем их быстро смягчила, то теперь на российско-китайской границе наблюдается обратная картина. За последние недели власти КНР стараются уже максимально обезопасить свою страну от возможности случаев «обратного» ввоза вируса COVID-19 из соседних государств, включая территорию РФ.
С 6 апреля Китай в одностороннем порядке приостановил работу сразу трех автомобильных пунктов пропуска в северной провинции Хэйлунцзян, которая граничит с Дальневосточным федеральным округом России. Введенные ограничения на пересечение границы касались также грузового автотранспорта. Как сообщалось, решение было вызвано невозможностью обеспечить полноценный карантинный контроль водителей грузовых ТС в условиях возросшего грузопассажирского потока.
Правда, уже с 9 апреля китайская сторона возобновила работу двух из них: «Пограничный — Суйфэньхэ» и «Полтавка — Дуннин».
Тем не менее, данными действиями защитные меры Китая, направленные на профилактику распространения COVID-19, не ограничились. Как сообщила сегодня Уссурийская таможня, с 13 апреля китайская сторона стала принимать большегрузные автомобили на пунктах пропуска из Приморского края лишь до 18:00 по местному времени.
В результате она резко ограничила число грузовых ТС, пропускаемых через АПП на свою территорию. По данным Уссурийской таможни, 13 апреля в Китай через пункт пропуска «Краскино — Хуньчунь» прошло 16 грузовых транспортных средств. При этом пропускная способность этого пункта составляет 24 транспортных средства в одном направлении.
В пункте пропуска «Суйфэньхэ — Пограничный» китайская сторона приняла за день 15 грузовых ТС. Это в разы меньше пропускной способности данного пункта, которая составляет 50 машин в одном направлении. «Ввиду сложившейся ситуации в Китае перед российскими пунктами пропуска образовались очереди из груженых и порожних грузовых транспортных средств, а также прицепов, оставленных водителями большегрузов», — сообщили в таможне.
В связи с этим Уссурийская таможня рекомендует водителям большегрузов прибывать к пункту пропуска только после получения решения таможенного органа о выпуске товара и оформления необходимых документов для выезда, чтобы не создавать препятствия другим водителям.
Однако скоплениям транспорта на границе способствовала и другая ограничительная мера со стороны Китая.
По словам опрошенных ГиД участников рынка, с начала апреля от водителей международных рейсов, прибывающих в приграничную зону (проезд вглубь страны по-прежнему запрещен), стали требовать наличия деловой визы типа C. Однако, по оценкам участников рынка, у большинства водителей отечественных транспортных операторов оформлены бизнес-визы категории М.
В результате этого, по данным компании «Траско», стоимость перевозки с соответствующей визой возросла в пять–семь раз.
«Маньчжурия забита грузами, и нет возможности их вывезти. Мы надеемся, что в ближайшее время ситуация нормализуется, и компетентные органы КНР начнут запускать российские грузовые автомобили», – описал картину руководитель филиала «Траско» в Екатеринбурге Максим Игнатов.
По его словам, компания направила соответствующие письма в Минтранс, Росавтотранс и АСМАП с просьбой оказать содействие в урегулировании вопроса с допуском российского транспорта в соседнюю страну.
«На сегодня ситуация с загрузками наших машин в Китае пока не изменилась. Проблему осложняет и тот факт, что все консульства КНР в настоящий момент закрыты на карантин. Этим и объясняются многокилометровые очереди на границе», – добавил Игнатов.
Между тем усложнилась также работа автотранспортных предприятий, водители которых имеют не только российское гражданство. «Раньше пускали водителей-белорусов, сейчас не пускают. Нам стало очень плохо работать», — посетовал представитель крупной компании, работающей на данном направлении.
В свою очередь в Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков (БАМАП) рассказали о новых дополнительных требованиях Китая к прибывающим из-за рубежа грузовым ТС и их экипажам.
Так, по данным организации, Минтранс Китая потребовал, чтобы с 11 апреля грузовые ТС, приезжающие на границу, разгружались непосредственно в пункте пропуска. При этом сами иностранные водители должны покинуть Китай в тот же день и не должны связываться с управляющим персоналом грузового терминала и персоналом по обработке грузов в период погрузки и разгрузки.
«Иностранные водители, которые не могут покинуть Китай в тот же день из-за имеющихся трудностей, будут подвергнуты проверке температуры и напрямую доставлены из пункта пропуска в назначенное место под надзором местной власти, ответственной за предотвращение и контроль эпидемии. Им не будет разрешено выехать из указанного места до отъезда из Китая», — цитирует БАМАП содержание документа.
Также Минтранс КНР разъяснил, что во время пребывания на территории Китая иностранные водители должны соблюдать соответствующие положения о предотвращении и контроле эпидемической ситуации в том месте, где расположен пункт пропуска. В том числе — усилить свою собственную защиту и своевременно сообщать о любых подозрительных симптомах, таких как лихорадка, сухой кашель и усталость.
«Иностранные водители, которые совершают многократные поездки с пересечением границ, должны регулярно проходить тестирование на наличие нуклеиновых кислот. Водители, которые отказываются соблюдать правила профилактики и борьбы с эпидемиями, будут занесены в черный список», — говорится в тексте документа.
Редакция ГиД продолжит следить за развитием ситуации на российско-китайской границе и будет информировать своих читателей о новых изменениях в работе пунктов пропуска и китайских таможенных органов.