Сегодня 27 апреля 2024

26.03.2015

Владельцы небольшого новосибирского нефтеперерабатывающего завода «ВПК-Ойл» договорились с китайской госкорпорацией о сотрудничестве. Китайцы оплатят расширение мощностей производства в 3,5 раза и строительство новых АЗС, покусившись на позиции «Газпромнефть-Новосибирск» в регионе.

На бумаге проект выглядит очень привлекательно, но на деле рискован, отметили эксперты. Китайцы — крайне жесткие переговорщики, малейшая уступка в контракте — и можно не только понести убытки, но и потерять бизнес.
Соглашение о сотрудничестве между акционерами нефтеперерабатывающего завода «ВПК-Ойл» и китайскими госкорпорациями Shanghai Hoto Engineering Inc и China Machinery Industry Construction Group Inc был подписан недавно в облправительстве.
По словам гендиректора «ВПК-Ойл» Сергея Тумашова, у предприятия уже есть площадка 40 га для строительства.
Документ предполагает увеличение мощности предприятия с нынешних 500 тыс. тонн в год до 1,8 млн тонн в год. На заводе будет производиться топливо по стандартам «Евро-4» и «Евро-5». Для продажи топлива «ВПК-Ойл» намерен расширить сеть собственных АЗС «Стандарт».
По словам Тумашова, новые АЗС будут развиваться в Новосибирской, а также Омской, Томской, Кемеровской областях и на Алтае. Количество рабочих мест увеличится в разы — с нынешних 270 человек до 1000. Налоговые отчисления и фонд заработной платы возрастет пропорционально, сейчас фонд составляет 115 млн руб. в год, сообщил Сергей Тумашов.
По данным справочника 2ГИС,
сейчас в Новосибирске работают 7 АЗС «Стандарт». У лидера рынка, «Газпромнефть-Новосибирск» их 55.
Расчетный объем инвестиций, уточнил новосибирский вице-губернатор Сергей Сёмка, — около 0,5 млрд долл. По словам Тумашова, речь идет о проектном финансировании — средства будут предоставлены китайской стороной, какой-либо залог со стороны «ВПК-Ойл» не требуется. Ориентировочный срок реализации проекта — 5 лет.
«Инициатором проекта стали учредители ВПК-Ойл», — рассказал Сергей Семка. По его словам, ВПК-Ойл обратилась в министерство энергетики Китая, и китайские чиновники заинтересовались. Генеральным контрактором (сторона, которая несет ответственность за выполнение работ и услуг по контракту. — Я.Я.) стала China Machinery Industry Construction Group Inc, функции генерального проектировщика доверены Shanghai Hoto Engineering Inc.
Проект «ВПК-Ойл» повлияет на позиции «Газпромнефть-Новосибирск» на местном рынке, предполагает гендиректор сети АЗС «Беркут» Михаил Сенчук. По его мнению, это произойдет даже в том случае, если «ВПК-Ойл» не станут строить сеть заправок, а будут продавать топливо оптом.
Сейчас, по его подсчетам, не менее 70 % поставок топлива на новосибирские АЗС обеспечивает «Газпромнефть-Региональные продажи», лишь треть приходится на мелких поставщиков.
В «Газпромнефть-Новосибирск» запрос НГС.БИЗНЕС оставили без ответа.
«Если «ВПК-Ойл» достигнет заявленных объемов переработки, то ее сеть заправок может стать реальной альтернативой рознице «Газпромнефти-Новосибирск», позиции которой на местном рынке чрезвычайно сильны», — соглашается бывший владелец сети заправок «Трансервис», предприниматель Александр Бойко. Однако он считает, что компании смогут договориться. Исходя из логистики, «Газпромнефть-Новосибирск», по его мнению, больше заинтересована в сбыте на территориях западнее Омска, где расположен омский НПЗ, а для «ВПК-Ойл» интересно осваивать территории своего региона, а также соседних Алтая, Кузбасса.
«Внешне проект очень привлекательный — масштабная программа развития, внушительный объем инвестиций, но есть и риски», — оценил Бойко. По его словам, за последние годы стиль работы китайских компаний изменился — благодаря сотрудничеству с западными странами китайцы научились скрупулезно выполнять все условия контракта.
«На первый взгляд, работать с ними комфортно — но не дай бог если какая-то мелочь в контракте не отражена. Можно не только попасть на деньги, но и лишиться бизнеса. А у нас есть национальная черта — сначала хлопнуть по рукам, а затем улучшать проект», — отметил он.

Лишь малая толика громко анонсированных проектов, в том числе и в нефтепереработке, доходит до стадии реализации, замечает гендиректор «Сибирской юридической компании» Сергей Карпекин. «На стадии соглашения о сотрудничестве выглядит все гладко, но стоит детально заняться проработкой, как обнаруживаются различные подводные камни — неучтенные риски, проблемы с дистрибуцией, поставкой сырья и т.п.».
Проект Пойманова с китайцами — далеко не первый громкий проект нефтепереработки в регионе. Карпекин вспоминает, как в начале «нулевых» новосибирские предприниматели, тогдашние владельцы Верх-Тарского нефтяного месторождения, обсуждали проект строительства НПЗ: «Проектом заинтересовался один из американских инвестиционных фондов и готов был финансировать, но, увы, планам не суждено было сбыться, впоследствии месторождение было продано одной из ВИНКов».
Китайцы — крайне жесткие переговорщики, никогда не дадут денег, не заручившись железобетонными гарантиями возврата собственных средств, отмечает один из участников рынка, попросивший не указывать его имени. Региональное правительство крайне заинтересовано в реализации проектов на территории области и всеми силами стремится помочь процессу, но реальных финансовых рычагов у него нет. «Так что документ, который подписали новосибирские предприниматели с китайцами, — не более чем предварительные ласки, впереди еще очень много работы», — подытоживает эксперт.

Справка:

ООО «ВПК-Ойл» — учреждено в 2005 году, уставной капитал — 273,6 млн руб. По итогам 2013 года выручка — 4,9 млрд руб., чистая прибыль — 100,6 млн руб. Учредители — 45 % — закрытый паевой инвестиционный фонд прямых инвестиций «Инфраструктура», 55 % — ЗАО «Ойл-Логистик». China Machinery Industry Construction Group Inc — основана в сентябре 1953 года, крупнейшая строительная госкорпорация Китая. Более 10 тыс. сотрудников. Shanghai Hoto Petrochemical Engineering Co., Ltd специализируется на «технической поддержке и управленческих услугах» для переработки нефти и нефтехимии.

business.ngs.ru

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики