Конфликт между дальнобойщиками и российской бюрократией перешел в фазу неустойчивого равновесия. Каждая из сторон колеблется и пытается добиться от соперника максимальных уступок.
Группа петербургских дальнобойщиков заблокирована полицией на стоянке у торгового комплекса «Мега», ее не выпускают на трассу и не допускают к ней новые машины. Вечером 4 декабря небольшая колонна выехала на МКАД у Ленинградского шоссе и организовала «улитку» (замедленное движение). Ответные действия сотрудников ДПС, перекрывших движение под предлогом «спецмероприятия», вызвали многокилометровую пробку в северной части кольцевой дороги. При более интенсивном трафике в другой сезон это могло бы обернуться масштабным коллапсом. Продолжаются протесты водителей в регионах.
Власти понимают, что игнорирование протеста опасно увеличением массовости и плохой телевизионной картинкой, но не могут полностью удовлетворить требования протестующих, опасаясь проявить слабость. Всю прошлую неделю они балансировали, пытаясь предотвратить «поход на Москву». Полиция блокировала колонны дальнобойщиков, требовала у водителей расписок с отказом от участия в акции протеста, задерживала отдельных лидеров. Репрессии и уверения в собственной правоте сочетались с уступками, способными удовлетворить часть требований и расколоть протестующих. Дальнобойщиков выслушали в Госдуме и президентском Совете по правам человека. В пятницу депутаты приняли сразу в двух чтениях законопроект о снижении штрафов за неоплаченный проезд по магистралям с 450 000 руб. до 5000 и 10 000 руб. (за повторное нарушение).
События показали, что пространство для уступок велико, отмечает политолог Екатерина Шульман. Многократное снижение штрафов показало не только уровень их экономической обоснованности, но и возможности для торга. Немало транспортных компаний и водителей удовлетворены отменой штрафов, отказались от участия в забастовках и возобновили работу, говорит один из координаторов акции в Дагестане. Другие дальнобойщики восприняли уступку как подачку и будут настаивать на отмене «Платона», для многих плата за проезд будет означать уход в тень или разорение, отмечает глава Межрегионального союза профессиональных водителей Александр Котов.
Дальнобойщики, вероятно, отступят. Но при нынешней системе принятия решений они могут вернуться, когда поймут, что их обманули. Власти не желают признать свои ошибки. События показали, что первые лица стремятся не вмешиваться в конфликт, отмечает Шульман. Они пытаются переложить ответственность и решение проблем на отраслевые министерства и губернаторов, которые привыкли действовать как технические исполнители указаний свыше. Отсутствие реакции первых лиц может породить новые инициативы, ухудшающие положение перевозчиков. Координаторы дальнобойщиков считают, что после намеченного на март 2016 г. двукратного повышения платы за проезд акции могут повториться.
Павел Аптекарь
Ведомости 7 декабря 2015 года