Конституционный суд собирался провозгласить постановление о системе «Платон» 31 мая в 10 утра. Но заседание отложили на час. Так обычно бывает, когда судьи в последний момент вносят в решение поправки. Документ читал зампредседателя суда Сергей Маврин, читал уверенно. Из бумаги выходило: «Платон» остаётся действовать в России, он соответствует Конституции и международной практике. Но документы, которыми утвердили систему – а это постановление правительства России № 540, Кодекс об административных правонарушениях и закон «Об автомобильных дорогах» – всё-таки требуют многочисленных мелких изменений.
ИСПРАВИТЬ «ПЛАТОН»
Что поменяется для перевозчиков, журналистам после заседания попытался объяснить начальник управления конституционных основ публичного права КС Евгений Тарибо. Самое главное: компанию-оператора «Платона» – ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», наполовину принадлежащую Игорю Ротенбергу, – лишили «нормотворческих» функций. Раньше она могла самостоятельно определять, как водителям платить взносы, пользоваться бортовыми устройствами, информировать систему об отклонении от маршрута и тому подобное. Теперь такие вещи будут решать только чиновники правительства России.
– Конституционный суд предложил вынести этот момент на уровень правительства, то есть с первого этажа поднять на второй. А некоторые моменты будут подняты и на третий этаж, на уровень законодателя, – пообещал Тарибо.
«Нормотворческие функции» – единственный недостаток, который обязательно придётся исправить в законах о «Платоне». Остальные претензии к системе КС выразил в качестве пожеланий и рекомендаций. Дальнобойщикам, например, дали возможность оспаривать штрафы за неуплату проезда в суде – если к правонарушению привели непредвиденные обстоятельства. Впрочем, этого и раньше не исключал Кодекс об административных правонарушениях.
– Допустим, водитель едет по дороге, где нет заправок, средств связи, у него сел телефон, вышло из строя оборудование. Шофёру достаточно сослаться на эти обстоятельства в суде, чтобы освободиться от ответственности, – пояснил Евгений Тарибо. – Конституционный суд в данном случае действовал как юридический консультант, снабдил перевозчиков рекомендациями: «Мы вам заранее даём карты в руки. Вы с ними идите в суд и пользуйтесь, если столкнётесь с проблемой».
Правительству России посоветовали «чрезмерно не обременять» грузоперевозчиков платежами: нужно вычитать «плату за тонны» из транспортного налога, повышать её только с помощью федеральных законов и давать водителям «адаптационный период», чтобы приспособиться к изменениям. Кроме того, КС «не исключил», что отечественным властям придётся уточнить, как выбирать оператора системы. Компанию «РТ-Инвест», напомним, распоряжаться «Платоном» назначили без конкурса.
ЗРЕЮЩИЙ ПРОТЕСТ
Пока в КС читали постановление и разъясняли его суть, за стенами здания начали разгораться страсти. На Сенатской площади возникли два человека, попеременно державшие плакат: «КС, защищай Конституцию, а не олигархов». В одном из пикетчиков «Фонтанка» распознала предпринимателя, владельца двух большегрузов Юрия Бубнова, в другом – координатора движения ТИГР («Товарищество инициативных граждан России») Александра Расторгуева. Оба активно участвовали в протестах, случившихся после введения «Платона» зимой 2015-2016 годов.
Функции толмача сразу же взял на себя Расторгуев: «Наша власть пошла навстречу кучке олигархов, вводя «Платон». Эта система – плата за дороги, но чиновники их не строили. Дороги строили наши деды и отцы. Трассы уже давно оплачены из нашего кармана», – заявил мужчина. С точки зрения активиста, оставленный в силе «Платон» приведёт к дальнейшим публичным выступлениями водителей: «В летний период народ собрать тяжело, а вот осенью мы активизируемся, да и выборы будут на носу». По словам Расторгуева, не исключена даже крупная водительская забастовка. Её результатом могут стать «перебои с продуктами».
«Конституционный суд, видимо, не изучал 74-ю статью Конституции, которая гласит: «На территории России не допускается каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров». Разве это не предвзятое решение? Мы не остановимся, мы эту систему не примем», – добавил в телефонном разговоре ещё один лидер протеста, председатель общественного движения «Объединение перевозчиков России» петербуржец Андрей Бажутин. Беседуя с «Фонтанкой», он ехал по Воронежской области. Там сейчас проходит всероссийский автопробег против «Платона».
«Объединение перевозчиков России» собирается подготовить ещё одну жалобу в КС, сообщает Бажутин, а также обсуждает новые формы мирного протеста – популярные раньше «улитки» оказались неэффективными. Предприниматель считает: законы о «Платоне» надо полностью отменить, а пока этого не произошло, мелкие компании будут саботировать систему.
– Мы сейчас находимся на трассе М4 «Дон», доехали до платного участка, где были закрыты шлагбаумы, и принципиально не стали платить. Прибежала куча правоохранителей, Росавтодор, – кого только не было, все с камерами. Но мы всё-таки прорвались, – подчеркнул Бажутин.
НЕУДАЧНАЯ ЖАЛОБА
Позицию транспортных компаний покрупнее «Фонтанке» представили различные бизнес-объединения. Они также не испытывают оптимизма по поводу «Платона», но указывают: КС был лишён возможности принять иное решение. Проблема – не в судьях, а в жалобе на систему. Её, напомним, отправила в КС думская фракция КПРФ. Одним из главных доводов было то, что «Платон» является дополнительным налогом, вопреки Конституции не обозначенным в Налоговом кодексе.
– Запрос был обречён на провал, потому что был чисто пиаровским. С самого начала было понятно, что «Платон» – не налог, а сбор. Профессионалы ни минуту не сомневались, что решение будет таким, как мы услышали сегодня, – прокомментировала «Фонтанке» исполнительный директор Союза автоперевозчиков и экспедиторов Северо-Запада Ирина Метель.
– Постановление было предсказуемым. Те аргументы, которые использовали заявители, на протяжении двух десятков лет рассматривались Конституционным судом, им уже была дана правовая оценка, – добавил руководитель экспертно-правовой службы российского уполномоченного по защите прав предпринимателей Алексей Рябов.
Тем не менее Рябов оценил толкование, которое КС придал законам о «Платоне», как «очень важное». Особенно значительна рекомендация поддерживать стабильность тарифов на проезд и резко не повышать их: «Это поможет решить проблемы в экономической части. Потому что опасения, что «Платон» скажется на итоговой цене товаров для потребителей, остаются», – подчеркнул эксперт.
Ирина Метель, наоборот, полагает, что постановление на реальную жизнь никак не повлияет. Разве что транспортные компании вынуждены будут и дальше повышать цены на свои услуги.
– Рекомендация – не юридический термин. Рекомендовать можно всё что угодно, но это не значит, что рекомендации будут исполняться, – отметила специалист. В целом, считает Метель, система «Платон» работает в России с трудом, так как введена непродуманно: – Даже платный проезд на ЗСД вводился в течение полугода. А в зарубежных странах, на опыт которых часто ссылаются в Минтрансе и Росавтодоре, подобные механизмы тестировались по нескольку лет.
«ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ»
Кто оказался полностью доволен волей судей – так это компания-оператор «Платона». Представители «РТ-Инвеста» устроили сразу после заседания небольшой пресс-подход. Замгендиректора фирмы по правовым вопросам Михаил Попов светился хорошим настроением и уверенностью в себе.
«Решение крайне сбалансировано, замечательно написано и устраняет все вопросы о «Платоне», если они вообще оставались», – сказал он.
Что же касается «нормотворческих функций», отобранных у РТИТС, то компания, по словам Попова, и так ими не пользовалась.
Справка:
Система «Платон» (название не имеет ассоциаций с древнегреческой философией и расшифровывается прозаически – «плата за тонны») начала действовать в России осенью 2015 года – чтобы возместить вред, который дальнобойщики наносят федеральным трассам. «Платон» предполагает платный проезд по таким дорогам для машин свыше 12 тонн и штрафы для тех, кто не перечислит государству деньги. Проектом по концессионному соглашению с государством занимается компания РТИТС (на 50% принадлежит Игорю Ротенбергу, еще на 50% – бизнесмену Андрею Шипелову и структурам «Ростеха»).
Идея вызвала зимой 2015-2016 года крупнейшие в истории протесты среди водителей, они спорадически продолжаются до сих пор. И дело даже не в том, что пришлось платить. Оказалось, «Платон» абсолютно не приспособлен к жизни – бортовые датчики, которые требовалось установить на машины, неправильно высчитывали маршрут и расстояние. К тому же тарифы на проезд и штрафы были слишком высокими, жаловались владельцы грузовиков. За полгода работы перечисления в бюджет от системы «Платон» составили 8 миллиардов рублей – это меньше, чем изначально прогнозировали чиновники. По сведениям «РТ-Инвест», «Платоном» начали пользоваться больше 90% крупных транспортных компаний, их парк суммарно насчитывает около 720 тысяч грузовиков. Однако мелкие перевозчики систему саботируют, пользуясь тем, что в России почти не работает система взимания штрафов за неоплаченный проезд по федеральным дорогам.
Елена Кузнецова
Фонтанка.ру 31 мая 2016 года